Глава государства не исключает, что международные игроки превратят Донбасс в Приднестровье, заморозив конфликт. Эксперты отмечают, что с украинской стороны законопроекты по урегулированию «даже не готовятся», зато звучат требования, входящие в разрез с минскими договоренностями. Ведь соглашения Киев выполнять не намерен.
«Это переговорная позиция Украины»
Канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Владимир Путин в субботу, 19 октября, по телефону обсудили подготовку к саммиту «нормандской четверки» (Украина, РФ, Германия и Франция). Разговор состоялся по инициативе немецкой стороны.
В качестве условий будущей встречи лидеров упоминалось выполнение Минских соглашений, имплементация «формулы Штайнмайера» в украинское законодательство, а также разведение сил у населенных пунктов Золотое и Петровское.
Как известно, саммит глав государств «нормандской четверки» планировали провести в Париже в сентябре. Однако встреча не состоялась. 14 октября министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко заявил, что встреча «нормандского формата» может состояться в ноябре.
Однако эксперты сомневаются в перспективах такой встречи. Политолог Валентин Гайдай отмечает: «Очевидно, что новая власть, как и прежняя, выполнять Минские соглашения не собирается. По крайней мере, в полном объеме». По его мнению, Минские соглашения в действительности никто не будет выполнять, «потому что Донбасс никому из политических элит страны не нужен».
Следует отметить, что после того, как стало известно о согласовании так называемой формулы Штайнмайера по стране прокатилась волна протестов под лозунгом «Нет капитуляции». Эта формула выполнения Минских соглашений была предложена в 2015 году министром иностранных дел Германии, нынешним президентом ФРГ Франком-Вальтером Штайнмайером.
Формула была согласована 1 октября на переговорах в Минске. Она предусматривает вступление в силу особого порядка самоуправления Донбасса в день внеочередных местных выборов на временной основе. Закон продолжит действовать на постоянной основе, в случае если в итоговом докладе ОБСЕ будет заявлено о демократичности состоявшихся выборов.
Однако 15 октября представитель Украины в Трехсторонней контактной группе на минских переговорах Леонид Кучма озвучил новые требования украинской стороны. Его пресс-секретарь Дарка Олифер сообщила, что для выполнения Минских соглашений необходим, в частности, роспуск «квазигруппировок ЛДНР».
Кроме того, она перечислила ряд новых условий выполнения «Минска», таких как: обеспечение мониторинга ОБСЕ на всей территории Украины; вывод вооруженных формирований иностранных войск и военной техники; разведение сил вдоль всей линии соприкосновения; обеспечение работы Центральной Избирательной Комиссии Украины, украинских политических партий, СМИ и иностранных наблюдателей; установление контроля над участком российско-украинской границы.
Такие условия получили в СМИ неофициальное название «формулы Зеленского». Это выражение использовал народный депутат от фракции «Слуга народа», председатель комитета по вопросам внешней политики и межпарламентского сотрудничества Богдан Яременко. Он опубликовал в Facebook текст, озаглавленный «Формула Зеленского».
В нем пояснил, что вопреки «формуле Штайнмайера», выборы в отдельных районах Донбасса могут быть реализованы только после выполнения части договоренностей, связанной с безопасностью (прекращение огня, отвод войск, обмен удерживаемыми).
По его словам, выборы местной власти должны пройти не на основании отдельного закона, а одновременно на всей территории Украины. «Это переговорная позиция Украины», — утверждает Яременко. Как известно, местные выборы по всей Украине намечаются на октябрь 2020 года.
«Сейчас там у нас Приднестровье фактически»
В случае, если встреча лидеров «нормандской четверки» не состоится, Глава государства Владимир Зеленский готов к прямому разговору с президентом России Владимиром Путиным. «Я по поводу возвращения наших людей и обмена, готов к прямым переговорам. Я увидел, что был такой результат, я готов к этому», — подчеркнул Зеленский во время пресс-марафона 10 октября.
Политолог Владимир Воля считает, что Президент решил сконцентрироваться только на обмене пленными. «Президент прямо заявил зачем ему нужна Нормандская встреча. Для обмена пленными. Обмен — это то, что приносит дивиденды. А то, что не приносит дивидендов и несет риски, он переадресовывает к общественности и парламенту. Он фактически снимает с себя ответственность за урегулирование конфликта», — сказал он.
С момента согласования Украиной «формулы Штайнмайера», до озвучивания Кучмой новых условий по стране прошло две крупных волны протестов – 6 и 14 октября. Кроме того, были обнародованы результаты соцопроса Киевского международного института социологии, продемонстрировавшие падения рейтинга главы государства.
Так, согласно результатам опроса КМИС за октябрь, главе государства доверяют 66% украинцев. В сентябре эта цифра составляла 73%.
Генеральный директор Киевского международного института социологии Владимир Паниотто высказал мнение, что причина падения поддержки Зеленского заключается в том, что «медиа довольно активно и даже агрессивно были против идей Зеленского по Донбассу и формулы Штайнмайера».
Политолог Алексей Якубин считает, что президентская команда упустила момент, когда нужно было разъяснять гражданам суть «формулы Штайнмайера».
«Появление «формулы Зеленского» связано с тем, что власти осознали коммуникационную ошибку. Скорее всего, у Президента решили просто заменить в головах людей «формулу Штайнмайера» на «формулу Зеленского», — считает он.
Однако обнародованная Яременко «формула Зеленского» прямо противоречит Минским соглашениям. «Нет изменениям в Конституцию относительно «особого статуса ОРДЛО», — подчеркивает, в частности, председатель парламентского комитета по вопросам внешней политики.
Яременко в СМИ поясняет, что власти надеются при поддержке стран Запада изменить «некоторые ключевые формулировки» Минских соглашений. Дескать, это касается нецелесообразности внесения изменений в Конституцию относительно особого статуса Донбасса, относительно процедуры передачи контроля над границей Украины, «которая, к сожалению, очень четко привязана ко дню проведения выборов» и т. д.
Однако, следует отметить, что Минские соглашения были одобрены специальной резолюцией Совета Безопасности ООН 7 февраля 2015 года.
Директор Украинского анализа и менеджмента политики Руслан Бортник констатировал в СМИ, что документ был «буква в букву» утвержден Советом Безопасности ООН. «Выйти в правовом ключе из этой ситуации можно, только приняв другую резолюцию СБ ООН. А это пока что достаточно сложно», – отмечает он. Политолог отмечает, что для реализации минских соглашений следовало бы принимать законы по изменению Конституции в части децентрализации, по особому порядку самоуправления Донбасса, по вопросу амнистии и по многим другим вопросам – вроде функционирования прокуратуры о ОРДЛО. Но в реальности соответствующие законопроекты «даже не готовятся».
Тем временем, Президент Зеленский заявляет, что очень не хотел бы, чтобы конфликт на Донбассе был заморожен. «Я бы очень не хотел, чтобы у нас было Приднестровье или Абхазия. Я очень этого не хочу», — заявил он журналистам.
Но в то же время добавил: «Но я не могу сказать и гарантировать на 100%, что это не произойдет. Потому что, честно говоря, а что сейчас? А сейчас так и есть – сейчас там у нас Приднестровье фактически».