Чья рубашка ближе к телу?

Несмотря на то, что перспектива модернизации украинской газотранспортной системы пока определена на уровне декларации о намерениях заинтересованных сторон – Украины, Европы и России, потенциальные поставщики оборудования уже начали лоббировать собственные интересы. Эксперты опасаются, что ведущие отечественные производители останутся в этом процессе «за бортом».

В последних числах апреля по итогам заседания российско-украинского комитета по вопросам экономического сотрудничества премьер-министры обеих стран единодушно заявили о том, что «модернизация украинской ГТС без России невозможна». Наряду с этим глава российского правительства Владимир Путин в не менее категоричной форме в очередной раз подчеркнул, что необходимым условием участия российской стороны в этом широкомасштабном проекте является создание международного консорциума по управлению украинской газотранспортной системой.

В то же время премьер-министр Украины Юлия Тимошенко отметила, что роль России в ее модернизации могла бы состоять в участии российских компаний в достройке газопровода, а также – в поставках ими необходимого оборудования на условиях возврата инвестиций. И, наконец, представитель Европейской комиссии по вопросам энергетики Серран Тарраделлас Эспуни, комментируя позицию Европы, крупнейшие финансовые институции которой должны будут стать кредиторами этого проекта, сообщил, что «Россия получит приглашение в нем участвовать». Однако не уточнил, в какой форме.

Как бы то ни было, но, вне зависимости от того, какую организационную форму примет трехстороннее сотрудничество, то есть – будет ли, наконец, создан на базе украинской ГТС международный консорциум или – нет, вопросы поставок оборудования для ее модернизации, а также – финансирования этого проекта будут играть ключевую роль. А потому – потенциальные подрядчики уже включились в борьбу за право на поставки оборудования и проведения работ. Из числа иностранных компаний первыми о своей заинтересованности в этом проекте заявили немецкая компания Man Turbo и американская General Eleсtric. И, по словам начальника департамента эксплуатации компрессорных станций компании «Укртрансгаз» Владимир Соляныка, их предложения уже были рассмотрены.

Впрочем, несмотря на активные лоббистские шаги, предпринимаемые иностранными производителями оборудования, специалисты «Укртрансгаза» относятся к перспективе подобного сотрудничества довольно скептически, в первую очередь, из-за того, что их продукция, не выигрывая в качестве у отечественной, более чем на 50% дороже. А потому, как убежден г-н Солянык, «к обновлению ГТС надо привлекать лишь отечественные компании».

Действительно, на сегодня в Украине более чем достаточно собственных производителей оборудования для газотранспортного комплекса. Речь идет о таких предприятиях, как Научно-производственного обїединения им. Фрунзе (компрессорные станции), «Мотор Сич» и «Заря Машпроект» (двигатели для компрессорных станций), Черновицкий машзавод и «Снежнянскхиммаш» (газоочистное, газоподготовительное оборудование и арматура) и другие. При этом нет ничего удивительного в том, что 95% заказчиков этих предприятий – иностранные компании. Как констатирует директор по маркетингу и внедрению газотурбинных проектов завода «Заря Машпроект» Александр Гавришенко, на сегодня, несмотря на то, что отечественные производители «в состоянии полностью обновить газоперекачивающее оборудование» украинской ГТС, представляемое им предприятие оказывает «Укртрансгазу» лишь «незначительный объем услуг по ремонту и сервису оборудования».

Следует отметить, что задействование Украиной собственных мощностей по производству оборудования для ГТС могло бы дать широкомасштабный экономический резонанс. Особенно – в условиях кризиса. Так, например, стоимость установки новой компрессорной станции составляет примерно 25 млн долларов, а в Украине их 71. И вопрос о том, в чей карман потечет подобный баснословный доход – отнюдь не праздный, равно как и о масштабах возможной экономии бюджетных средств в случае привлечения к проекту модернизации украинских компаний. Кроме того, как отмечает начальник отдела маркетинга НПО им. Фрунзе Александр Резванович, заказы «Укртрансгаза» обеспечили бы отечественных производителей оборудования стабильной работой на 6-7 лет.

Тем не менее, несмотря на все очевидные преимущества работы с отечественными компаниями, отнюдь не факт, что подряды на поставки оборудования получат именно они. Пока перспектива реализации их собственных, а вместе с ними – и государственных интересов в этом проекте зафиксирована лишь в Меморандуме, подписанном представителями Министерством топлива и энергетики и «Укртрансгаза», согласно которому при распределении инвестиций в модернизацию ГТС украинские производители техники будут иметь преимущественные права на заказы. Однако, как известно, подобного рода документы носят лишь декларативный характер, а потому – никаких гарантий не дают.

Что же касается официальной постановки вопроса, то, как отметил на одной из пресс-конференций министр топлива и энергетики Украины Юрий Продан, все подряды, связанные с модернизацией ГТС, могут быть получены лишь по результатам тендеров, которые планируется провести не ранее 2010 года. А потому, как подчеркнул г-н Продан, формально «все структуры, которые есть в мире, могут принять участие в тендере и работать на модернизацию украинской ГТС». Что же касается конкретных предложений от тех или иных компаний, то они, по его словам, «появятся после того, как между компанией «Нафтогаз Украины» и Европейским инвестиционным банком, Европейским банком реконструкции и развития, а также Всемирным банком будут заключены конкретные кредитные соглашения».

Между тем, эксперты уверены, что именно закулисной стороной данных соглашений и будет определяться перечень тех компаний, которые получат подряды на поставки оборудования для украинской ГТС. Ведь очевидно, что представители крупнейших мировых финансовых институций будут лоббировать интересы тех производителей, которые, так сказать, к ним ближе. А значит – без активного отстаивания интересов отечественных компаний со стороны государства они могут оказаться попросту в стороне. Наряду с этим, как отмечает независимый эксперт энергетического рынка Александр Нарбут, не исключено, что под предлогом участия в обновлении украинской ГТС собственные интересы удастся реализовать и России, которая любой ценой стремится заполучить контроль над этим стратегическим объектом.

И, коль скоро проценты по выданным кредитам потекут в иностранные банки, заказы на поставки оборудования могут получить зарубежные компании, а контроль над ГТС – Россия, остается вопрос – что же выиграет в случае реализации данного проекта сама Украина, кроме, конечно, самой модернизации, которая, впрочем, будет осуществляться за ее же собственный счет?

 

Читайте также по теме