Названы самые щедрые кредиторы среди украинских чиновников, которые в совокупности предоставили заемщикам 12 миллиардов гривен. Почему они дают деньги в долг в крупных размерах, и является ли это коррупционной схемой – с такими вопросами ГолосUA обратился к экспертам.
Украинские политики и чиновники активно дают деньги в долг. Журналисты подсчитали, кто из украинских чиновников оказался самым щедрым кредитором. Так, первое место занял народный депутат Виталий Хомутынник. Общая сумма одолженных политиком и его женой средств составила более 408 млн гривен, если отталкиваться от курса на конец 2017 года. На втором месте оказался харьковский бизнесмен, владелец гостиниц, телеканалов и ресторанов и по совместительству депутат Харьковского городского совета Александр Давтян. Третьи лица задолжали ему вместе с женой 12,5млн долларов или более 350 млн гривен. Третью строчку рейтинга занял мэр Киева Виталий Кличко. Свои кредиты он также раздает в основном в долларах и евро. В целом столичных градоначальник предоставил третьим лицам 300 млн гривен.
«Считаю, что вопрос не столько в том, что есть богатые люди, а другие считают это зазорным. И даже не в том, что тут работает ссудный процент. А в том, что эти огромные средства не работают на украинскую экономику. Проблема в том, что Фонд гарантирования вкладов физических лиц компенсирует в случае коллапса довольно незначительную сумму. И из-за этого украинские олигархи не доверяют банкам. А банки, в свою очередь, не дают длинных и дешевых средств в реальный сектор экономики. Давать в долг — это нормальная практика в мире. Но в случае с Украиной, надо всегда искать какой-то скрытый подтекст», — комментирует политолог Валентин Гайдай.
По его мнению, такие схемы могут служить для отмывания денег.
«Для этого вы одалживаете средства подставному физическому или юридическому лицу, допустим, 500 тысяч гривен под проценты, естественно, с распиской. А возвращают вам уже не 500 тысяч, а миллион, таким образом, вы легализируете эти средства», — разъясняет эксперт.
Другая цель одалживания денег — уберечь часть капитала от возможного ареста. Когда деньги одолжены их практически невозможно арестовать и понятно, что, скорее всего, они даны в долг близкому окружению.
«Конечно, нельзя полностью отбрасывать и вариант одалживания средств с целью влияния на те или иные политипические силы, политиков, общественных деятелей и т.д. Такая практика весьма распространенная — есть спонсоры и доноры различных партий, организаций и т.д. Не секрет, что многие политические деятели предпочитают оставаться в тени и влиять на политические силы через финансовые рычаги», — говорит В. Гайдай.
На самом деле эти цифры – это попытка ключевых чиновников уйти от объяснения доходов откуда они их получили, заявил
По мнению политолог Алексей Якубин, практика одалживания денег также может использоваться для манипуляций с декларируемыми доходами
«У чиновников и политиков стало модным прикрываться, что им дали долг или они получили какое-то дополнительное финансирование в долг. Вспомните квартиру народного депутата Сергея Лещенко. Это способ оправдания тех или иных денег, способ обходить контроль за теневыми доходами. Например, чиновник пишет, что он дал такую-то сумму в долг. Очевидно, что эта сумма будет ему потом возвращаться. И вопрос, откуда он получил эти деньги, не ставится со стороны НАПК», — отметил политолог.
«Из-за е-декларирования политики и чиновники начали консультироваться с юристами и искать лазейки, начали набирать фиктивные долги и кредиты, чтобы объяснить капиталы. Есть еще один вариант – эти операции могут быть скрытой формой взяточничества», — добавляет политолог Николай Спиридонов.