Кадровый голод в стране открывает дорогу на самый верх ранее не искушенным властью представителям творческих профессий. Тому подтверждение – будущие президентские выборы-2019, об участии в которых уже объявил журналист Дмитрий Гнап.
Фантазия
Четыре года назад на Майдане Татьяна Черновол, во время одной из потасовок, взобралась на крышу автомобиля, чтобы разбить камнем стекло. Мустафа Найем обличал власть Януковича и словом (в СМИ), и делом (на том же Майдане), а Сергей Лещенко сотрудничал с иностранными грантодателями с целью борьбы с коррупцией в Украине. Эти трое олицетворяли жанр журналистского расследования. Вскоре, после бегства Януковича и перевыборов, мы увидели «новую волну» журналистов в Верховной Раде.
Блистательные расследователи – как на то время про них думала общественность – получили в свои руки не виданный ранее ресурс, дабы как минимум устроить небывалый «переполох» в верхах. Этот самый переполох, как казалось, ждали даже сами верхи. Но спустя 4 года можем констатировать: знаменитые журналисты-расследователи, добравшись до власти, не стали ньюсмейкерами позитивной для страны повестки дня.
На этом фоне о своих президентских амбициях заявил Дмитрий Гнап. По правде говоря, это едва ли не самый успешный с точки зрения пиара журналист-расследователь пост-майдановской волны, который, наряду с коллегой Михаилом Ткачем и активистом Виталием Шабуниным олицетворяли наново сформированную общественность, которая стоит на страже – давайте обобщим все их задачи в один симулякр – европейских ценностей.
Интересно, что когда Мустафа, Сергей и Татьяна работали в журналистике, Дмитрию отводилась максимум вспомогательная роль в антикоррупционных проектах. Черновол как-то даже вспоминала, что предлагала Гнапу перелезть через забор в Межигорье, но тот… отказался. Мол, это политический шаг, а он не готов.
Но всему хорошему свое вовремя: ушедших в политику звезд нужно было заменить. Пройдет всего четыре года и Гнап нафантазирует, что готов к президентской гонке. Такому повороту событий, как поговаривают в кулуарах Верховной Рады, были удивлены даже Лещенко с Найемом. Последний, несмотря на свою положительную публичную реакцию в разговоре с журналистами off the record, особенно нервно отреагировал на заявление Гнапа, мол, тот «напрочь дискредитирует журналистов-расследователей в глазах иностранных грантодателей».
Реальность
Но только неискушенный украинской политикой обыватель посчитает Дмитрия Гнапа конъюнктурщиком, который решил капитализировать успешную журналистскую карьеру по примеру более раскрученных коллег. Это не так. Сегодняшнее решение – всего лишь возобновление карьеры политика, которую тот начал в 2000-х в рядах партии «Наша Украина».
Один из самых красочных эпизодов: 2006 год, Гнап баллотируется в Донецкий областной совет по списку, в котором также нашлось место Сергею Арбузову и Антону Клименко – брату экс-министра доходов и сборов Александра.
Дмитрий не скрывает, что за это ему стыдно, о чем он заявил в одном из многочисленных интервью дружественным грантодателям СМИ. Готовясь к публичной президентской кампании он старается, так сказать, «подчистить хвосты» или «отбелить Гугл» (поисковую выдачу. – Ред.), как сказали бы политтехнологи. К сожалению, у Дмитрия не всегда это хорошо получается. Вот, например, «Радио Свободе» Гнап пытался объяснить, что Арбузов и Клименко в то время были обычными бизнесменами. И он, с 2001 года занимаясь координацией региональных структур «Нашей Украины» по Донецкой области, медиа и агитации, так сказать, «не разглядел» их связей с коррупционными верхами. Бывает…
«Куриная слепота» и правда характерна для журналистского цеха. Проблема лишь в том, что она не лечится, как бы вас не убеждали в обратном журналисты. Возьмем, к примеру, Антона Клименко. На то время он уже проработал в штабах партии «Громада» Павла Лазаренко, возглавлял Донецкий областной штаб лидера СПУ Александра Мороза, а в 2002-м сотрудничал с партией «Яблоко» Михаила Бродского. Этот «кристально чистой репутации» человек, в качестве лидера областной ячейки «Нашей Украины», с треском провалил выборы-2006 (как раз те, на которых баллотировался Дмитрий Гнап), расколов партию на две враждующие фронды.
После гибели Антона Клименко в 2015 году, журналисты писали, что провал «НУ» был специально им срежессированным в качестве цены за будущую карьеру младшего брата Александра. И да, вскоре Александра Клименко всплывет.
Мог ли о Дмитрий Гнап настолько плохо знать Антона Клименко? Конечно же, нет. Более того, Антона с Дмитрием связывали более тесные отношения, нежели с другими однопартийцами. Последние не единожды вспоминали, как Гнап выполнял поручения Клименко – как явные, так и тайные. Это позже Дмитрий найдет нишу на другом краю украинской политической жизни, став оппонентом Александра Клименко.
Впрочем, Гнап оппонировал Клименко только публично. По настоящему их связывали «рабочие отношения», которые практически никогда не прерывались. А сейчас, по сообщениям из разных источников, именно Клименко является главным спонсором предвыборной кампании Дмитрия. Несмотря на высокую по украинским меркам зарплату (в несколько тысяч долларов в месяц) у самого Гнапа нет денег, чтобы внести залог для участия в выборах, а также сформировать штаб и организовать его работу.
По замыслу Клименко, Дмитрий из журналиста-расследователя должен превратиться в лицо новой политической силы. Будет создан локомотив, который должен затянуть людей экс-министра в Верховную Раду.
На решение этой сверхважной задачи Клименко готов тратить по несколько миллионов долларов в месяц. Собственно, новая «зарплата» и стала главным стимулом для Гнапа отказаться от антикоррупционной деятельности. Она не идет ни в какое сравнение с доходами журналистов даже топ-уровня. Поговаривают, лично Гнап получает от Клименко порядка 50 тысяч долларов в месяц. И это – «голая» ставка, без дополнительных расходов.
Теплая ванная
Многие коллеги-журналисты подтвердят, что тусовка антикоррупционеров живет своим закрытым миром. В нем нет правил – им присущи понятия. Яркий пример этому – скандал вокруг Сергея Лещенко, который неожиданно (но только для людей «по ту сторону монитора и экрана») совершил роскошную покупку квартиры. Сами коррупционеры часто любят повторять, что на войне друзей не выбирают. Однако, это только слова.
Друзей выбирают. Вот и Гнап ОБЕЩАЛ (всего лишь) устроить Лещенко нагоняй в прямом эфире в виде интервью (его знаменитая фраза «теплой ванны не будет»).
«Интервью?», — уточните вы. «Да, ведь это один из самых распространенных журналистских форматов вывести коррупционера на чистую воду», — будет заочно убеждать вас Гнап и не краснеть.
Но как бы вы поступили в случае с Лещенко на его месте? Судя по информационному размаху тема заслуживала расследования. А то, что предложил Гнап, типичная отмазка своих.
Где-то мы сталкивались с чем-то похожим. Не далее как в 2006-м. Дмитрий умеет делать теплые ванные беспринципным (как показывает жизнь) мужчинам.
Настоящая пародия
Как политик Дмитрий Гнап показал свое лицо на Майдане. Получилось совсем близоруко: в день, когда Янукович улетел в Харьков, а оппозиционные лидеры провели переговоры о перевыборах президента, Гнап, как и потом Парасюк, станет вещать из главной трибуны о зраде, мол, соглашение с Януковичем не согласовали с Майданом. Далее на сцену выйдет Виталий Кличко чтобы попросить прощения, а вскоре ситуация совсем радикализируется.
По правде говоря, этот поступок достойный типичного представителя менеджера среднего звена, который руководствуется личными убеждениями и не несет никакой – ни общественной, ни политической — ответственности. Гнап был одним из тех, кто радикализировал ситуацию на Майдане. Он не мог не понимать, к каким на самом деле изменения способны привести радикальные «действия снизу вверх» в украинской обстановке. А если действительно не понимал, что у власти окажутся такие же коррупционеры, ну, тогда он в третий раз проявил свою удивительную неспособность обобщать, прогнозировать и критически мыслить в важных ситуациях.
Такие моменты о многом свидетельствуют. Мы имеем дело не с политиком, а с эмоционально реагирующим на события зрителем. Помните говорящего с телевизором персонажа из популярного сериала? В украинских реалиях – это как раз Дмитрий Гнап. Он вел активный диалог с «экраном», но тот ему не отвечал: пришлось вылезти на сцену Майдана; он вел активную борьбу с коррупцией в последующие годы, но и та ему не отвечала: пришлось идти в президенты. Настоящая пародия на общественника и на политика. Впрочем, не ждите от Дмитрия понимания проблемы: он давно забронзовел в образе.
Эмоциональные решения. В Гнапе даже просматривается Ксения Собчак, которая участием в президентских выборах тоже пыталась «навязать борьбу» охраннику своего погибшего отца Владимиру Путину. Однако, как показала избирательная кампания, Ксения не смогла вырваться из плена своих же фантазий, так и не сформировав актуальных смыслов для новой парадигмы развития общества. Смыслы были заменены купанием в проруби и склоками в либеральной тусовке, как итог – менее 2-х процентов.
Само собой, сравнение Гнапа с Собчак чисто символическое. Но даже оно наталкивает на мысль, что главный вопрос к Гнапу звучит не «Какие смыслы предлагает обществу кандидат в президенты?», а «Чей заказ он принял?».
Дмитрию должно хватить опыта, чтобы сделать простой вывод: его участие в выборах – очередной симулякр украинской политики. Но вряд ли он его сделает проявив лучшие нравы ресентиментного сознания.