Юлия Гайдина
17:00 13/03/2016

Добровольно-принудительно: почему школы живут за счет родителей учеников

Если у нас согласно Конституции каждому гарантируется право на бесплатное образование, это еще не значит, что вас будут учить в классе, куда вы не вложили ни копейки. Такая история в Украине, к сожалению, не новость. Вот только вкладывать приходится далеко не копейки, и не разово, и не только на ремонт класса. Потребности бывают разные. За что живут украинские школы интересовался ГолосUA…

Ненавязчивое принуждение

При упоминании словосочетания «взнос на потребности школы» наша читательница Марина улыбается. Как говорит, без этого не обходится на протяжении трех лет учебы ее сына в общеобразовательной школе Днепровского района столицы.

«Да, деньги сдаем. Ежемесячно. Есть фонд школы и фонд класса. В фонд школы каждый месяц по 30 гривен платим. Часть из них на охрану школы, часть — на уборку.  А вот фонд класса обходится уже почти  в 200 гривен на 4 месяца. Но бывают разные варианты», — говорит Марина.

Итак, в месяц обычно получается до 100 гривен оплаты на благосостояние школы. Это если обходится без форс-мажорных обстоятельств — праздников, например, или срочного ремонта, дня рождения учительницы.

«Вот покупали шкаф в класс. За родительские деньги. Он нам обошелся в 9 тысяч гривен. Но потом нам сказали, что его нужно взять на баланс школы, потому что потом школа обязана нам его вернуть», — говорит женщина.

Обычно, признается она, классная руководительница прямо не требует что-то купить. Говорит намеками или констатирует, что пол старый, окна продуваются, мел закончился…

«Она намекает, мол, пол пора красить, окна менять или закупить инвентарь в класс… И мы покупаем ручки для учительницы, тряпочки для доски, мел и так далее», — говорит Марина.

Чеки за покупки собираются только внутри родительского комитета, чтобы отчитываться перед родителями, сколько и на что потратили. В школьном фонде никаких документов не дают. Все «добровольно».

Щедрыми подарками в классе, куда ходит сын Марины, учительницу не часто балуют, правда, недавно в ее день рождения подарили 1000 гривен. Он такого презента учительница не отказалась.

«Так решил родительский комитет, хотя другие учителя этой школы прямо говорят, что им нужно. Родители жаловались», — признается Марина.

В то же время, обращаться куда-либо родители не стали. Как говорят, бояться, что потом эта борьба за справедливость и права отразится на их ребенке.

Получается занимательная арифметика. В классе сына Марины 34 ученика. Если каждый из них сдаст по 100 гривен ежемесячно, общая сумма составляет  3400 гривен. Из одного класса. Вот только вопрос: куда же деваются деньги, выделенные местной властью на образование?  

Мы ни в коем случае не обобщаем и не утверждаем, что все учителя вымогатели. Это неправильно и неправда. Да и многие идут на такой шаг по приказу руководства.

«Нам сказали, что нужно сделать ремонт в классе, обновить материалы в папках… Денег, как всегда, нет. Говорят —  просите у родителей. Вот и приходится. Так неловко, так на тебя смотрят родители»,  — жалуется одна из учительниц, не пожелавшая назваться. Следовательно,  сама и деньги сдает, и многое покупает в кабинет. Ведь есть, как говорится, инструкция и требования, которые нужно соблюдать. А руководство не интересуют методы — ориентация на результат.

Проверка только по обращению

По словам председателя постоянной комиссии Киевсовета по вопросам образования, науки, семьи, молодежи и спорта Анны Старостенко, в 2016 году из горбюджета на образование выделено около 7 миллиардов гривен. Ни на  какую другую отрасль в столице, сколько не выделили средств.

«У нас каждый третий человек в Киеве задействован в сфере образования: или работает в ней, или ребенка своего водит в общеобразовательное заведение. Выделенные на образование деньги идут на заработную плату, коммунальные услуги, на ремонты, оборудование и так далее. Конечно, скажу честно, этого недостаточно, но мы делаем все, чтобы эта сумма ежегодно увеличивалась. Так и есть. Например, в сравнении с прошлым годом, выделенная сумма на образование в этом году  увеличилась на 15%», — заявила эксперт.

Тем не менее, школы постоянно в чем-то нуждаются,  о чем свидетельствуют истории киевлян. Эти вопросы приходится решать родителям.

А. Старостенко утверждает, что никто не вправе принудить родителей сдавать деньги на потребности школы. Подобные взносы только добровольные, хотя  признается, что факты давления на учеников  и шантаж оценками все же присутствует.

Бороться с этим советует путем обращения в департамент образования города Киев на горячую линию или по электронному адресу. Каждое обращение, утверждает, не остается без реагирования.

Провести проверку по факту вымогательства департамент образования имеет право только по обращению с жалобой. Иначе —  запрещено. Следовательно, и разоблачение печальных фактов поборов в школах, осмелимся назвать вещи своими именами, остается на плечах сознательных и неравнодушных родителей.

По словам А.Старостенко, за 2015 год благодаря  обращениям родителей было уволено 5 директоров средних учебных заведений за вымогательство.

«А в лицее  Голосеевском директор открыла счет на собственное имя и собирала деньги», — привела пример чиновница.

Посмотреть, куда уходят деньги, отмечает она, можно на сайте департамента образования.

«Мы сделали бюджет образования Киева абсолютно прозрачным. На сайте департамента есть ресурс  «Электронная карта выполнения ремонтных работ в учреждениях образования». Там можно посмотреть, сколько платят на содержание школы, к примеру — на замену окон, приобретение парт и так далее. Это сделано для того, чтобы не было ситуации, когда деньги выделены из горбюджета, а еще кто-то в школе собирает, чтобы сделать якобы тот же ремонт»,  — пояснила А. Старостенко.

МОН: нужно посоветоваться

К сожалению, проблема ремонта школ за счет денег родителей типична не только для столицы. Да и в ней, как говорится, как повезет. Ведь многое зависит не только от школы, администрации, но и классного руководителя.  О таких ситуациях в Министерстве образования известно, но вот как решить проблему —  пока не придумали. Недавно в ходе пресс-конференции, посвященной вопросам коррупции в образовании, министр образования и науки начал Сергей Квит именно с коррупции в среднем образовании.

«Знаете, что есть множество вопросов, связанных с ведением финансовой и хозяйственной деятельности, прежде всего в наших школах, когда у нас есть противоположные жалобы. С одной стороны, родители жалуются, что они приводят в школу  ребенка, а им сразу говорят, что они должны заплатить определенную сумму за это. Это незаконно. Такие требования абсолютно незаконны. Но бывают случаи, когда учитель просто просит деньги на айфон для себя», — заявил С. Квит.

Но есть и примеры цивилизованного франчайзинга в школах, когда директора сотрудничают с родительским коллективом. Варианты такого сотрудничества бывают разные. Случается,  директор все берет в свои руки, так как у школ существуют разные потребности и родители часто стараются помочь школе, где учится их ребенок.

«Иногда у нас случаи наоборот, когда родительский коллектив все держит в своих руках и решает что нужно отремонтировать, не выпуская деньги из рук», — заявил министр.

Как решить проблему, в МОН однозначно ответить не могут. Решили собраться вместе с заинтересованными сторонами, чтобы обсудить финансовую и хозяйственную деятельность школ.

«Мы пригласим из  регионов представителей родительских коллективов, которые успешно сотрудничают со школами. Также рассмотрим типичные проблемы, что очень важно», — заявил С. Квит.

Он пояснил, что зачастую подобные проблемы решаются на уровне местной власти, но бывают громкие случаи, когда жалобы доходят до министерства.

«Когда случаи очень кричащие это доходит до министерства, мы непосредственно вмешиваемся, хотя это чуть выше нашей компетенции. Но бывает, что я лично обращаюсь либо к главам областных администраций, либо районных  и мы решаем  вопрос. Но это не выход из ситуации . Мы рассмотрим типичные проблемы и предложим типичные решения , которые будем  рекомендовать местной власти», — анонсировал С. Квит.

К работе намерены привлечь и юристов, которые будут разрабатывать типичные документы и соглашения.

Но это все со временем. А пока, как видим, с поборами в школах посильно бороться только самим родителям. Жаловаться, заявлять, не платить. А если платить, то хотя бы контролировать, куда и на что идут их деньги. Тем  не менее, справедливо было бы заявить, если уж министерство требует соответствующего качества образования и условий для его получения, то стоило бы и ему побеспокоиться о том, чтобы ничто не мешало ученикам учиться, а учителям выполнять свою работу. 

Читайте также по теме