- На днях Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) объявил о намерении изучить ситуацию с повышением цен на железнодорожные билеты и выяснить, почему при наличии дополнительных поездов наблюдается катастрофическая нехватка свободных мест в плацкартах и купе. Отдельной статьей расследования станет деятельность так называемых «черных продавцов», втридорога реализующих проездные документы на главные направления. По некоторым данным, незаконный оборот билетов достигает миллиарда (!) гривен.
- «На Москву – только спальный вагон», — тоном судьи заявляет кассирша, предполагая, видимо, что потенциальный пассажир предпочтет выложить сумму, равную стоимости авиаперелета из Киева до российской столицы. На вопрос, есть ли простое купейное, или, на худой конец, плацкартное место, звучит приговор: «Нет, и не будет!». Пресловутый приговор звучит, по меньшей мере, странно – ежедневно из Киева и через Киев на Москву следуют до 40 пассажирских поездов, имеющих статус «ночного скорого» — места в них должны быть по определению. «Дело порой доходит до маразма – сами железнодорожники не могут выехать в пункт назначения из-за нехватки соответствующих бронированных документов, — сказал ГолосUA один из юристов «Укрзализныци». – Зато у перекупщиков они есть всегда».
- И это правда. «Черные продавцы» давно стали альтернативой традиционной железнодорожной кассе. Причем, введение системы именных билетов, посадка по которым в поезд возможна лишь при наличии паспорта или водительских прав, ситуации не исправила. Наоборот, если так можно выразиться, придала ей определенной пикантности. «Назовите свою фамилию, я достану вам билет даже до Владивостока», — говорит ушлого вида молодой человек, хвастающийся знакомством с «вокзальными чиновниками». И, как бы, между прочим, добавляет, что судьба пассажиров не в последнюю очередь зависит от «железнодорожной мафии». «Это целая система, в которую вовлечены не только кассиры и те же перекупщики, но и некоторые чиновники, — подчеркивает он. – Никакие проверки, инспекции и последующие за ними санкции ни к чему не приведут».
- Любопытно, что июльское повышение цен на билеты в купейные и плацкартные вагоны лишь подстегнуло «мафиози» к действию. «Мы можем предоставить вам скидки – даже в кассе вы не купите билет по такой выгодной цене, — утверждает на форуме во Всемирной Паутине одна из «агентов». – Поезда ходят практически пустыми, а в официальных кассах продают проездные документы, главным образом, на дорогие составы».
- Как ожидается, в самое ближайшее время АМКУ даст ответ на вопрос, насколько обоснована нынешняя ценовая политика «Укрзализныци» и почему «теневой» оборот железнодорожных билетов достиг своей высшей точки. «Методика расчетов должна вестись в соответствии с фактическими расходами, которые будут учитывать фактическую инвестиционную составляющую, а не плановую», — заявил на пресс-конференции в Киеве директор департамента исследований и расследований Антимонопольного комитета Виталий Абасов.
- Своеобразным средством борьбы с «железнодорожной мафией» стало введение системы электронных билетов. Отныне каждый потенциальный пассажир, имеющий возможность выхода в Интернет, может заполнить соответствующую форму и распечатать проездной документ. Согласно официальной информации, с начала 2013-го года в Украине было реализовано 2,8 миллионов таких билетов. Уровень их продажи составляет 8,8% от общего числа распространенных аналогов.
- «Мы совершенствуем эту систему, — сказал ГолосUA инспектор «Укрзализныци» Виталий Юрко. – Человек не будет стоять в очереди за билетами, и тем более не будет переплачивать за них третьим лицам. В наших планах – максимально облегчить доступ пользователя к базе данных железнодорожной кассы».
- Каким образом эти планы удастся реализовать, покажет время. А пока билетов на основные направления, включая московское, львовское, харьковское и днепропетровское, в кассах нет, у самих касс снуют перекупщики, наперебой предлагающие свои посреднические услуги…
- …«Отправляю куда угодно, — шепчет на ухо стоящему в очереди в кассу пожилому человеку «посредник». – Для нас – всегда зеленый свет и свободные места».
АО «Укрзализныця» (УЗ) увеличит количество состыковок с поездами в/из Германии в 2025 году,...