Долги и тарифы: чем нынешний отопительный сезон отличается от прошлого

Начало отопительного сезона в Украине напомнило о старых проблемах в жилищно-коммунальном хозяйстве. В многоквартирных домах некоторых городов отсутствовало тепло. Не погашенными остаются долги населения и предприятий за газ. А самым главным вопросом является, какими будут суммы в платежках при падающей поддержке государства уязвимых категорий населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

«О кратном росте цен речи не идет»

На декабрь 2020 года НАК «Нафтогаз Украины» оставил ноябрьские цены на газ прежними. Для населения газ по-прежнему будет стоить 6,33 гривен за кубометр в месячном тарифе и 6,45 гривен – в годовом. Это цена с НДС, но без стоимости транспортировки. Цена «Нафтогаза» является одной из самых низких на рынке.

«Оставить цены на уровне ноября позволяет европейская конъюнктура, достаточно теплая погода и тот факт, что оптовая цена голубого топлива не изменилась», – говорится в сообщении консультационного центра для населения «ГазПравда».

«”Нафтогаз” – самый большой игрок на рынке газа. Он закупает практически все объемы добычи самой большой газодобывающей компании, которая входит в структуру “Нафтогаза” – “Укргаздобыча”. Поэтому он диктует цены, несмотря на то, что формально в полном объеме заработал закон о рынке газа», – говорит директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко.

Большинство цен у сбытовых предприятий в декабре начинаются с 7-8 гривен, а максимальную цену выставило ООО «Львовэнергосбыт» – 9,05 гривен за куб. Средняя стоимость газа для населения составляет на рынке 7,16 гривен.

«Разные облгазы дают от 5 до 8 гривен за куб, – рассказывает Александр Сергиенко. – Но неизвестно, как сработает правило, что я могу свободно выбирать поставщика. Облгазы, чтобы не терять клиентов, если поступает заявка, что клиент хочет покинуть облгаз, находят много причин. Чтобы его не отпустить, например, выставляют ему счета за так называемые температурные коэффициенты, которые накопились за 2 или 3 года. Их не выставляли, а тут решили выставить. Жители многоквартирных домов в городах, где есть система централизованного теплоснабжения и в большинстве случае эти теплокоммунэнерго работают на газу, никаким образом не могут себе избрать поставщика газа и соответственно поставщика тепла. Они тут абсолютно беспомощны. Рынок газа не добавит им никаких бонусов, наоборот, они становятся зависимыми от капризов газовых монополистов».

Цена «Нафтогаза» в 6,33 гривен за кубометр появилась в ноябре. Она была на 35 % больше, чем в сентябре-октябре (4,7 гривен/м3). Зная этот процент, несложно посчитать, насколько вырастет платежка.

«Если минимум в стоимости тепла стоимость газа составляет 80 %, то очень легко посчитать. Увеличили на 35 % стоимость газа, стоимость газа растет на 27 %. Платежка, как минимум, придет на 27 % больше. Государство никаким образом не регулирует деятельность природных монополистов. НКРЭ вроде как должно защищать потребителей, но на самом деле она зажата в рамках методики формирования тарифа, поэтому ни о какой социальной составляющей не может быть и речи», – отмечает Александр Сергиенко.

Эксперты считают, что цена 6,33 гривны от «Нафтогаза» – не потолок для отопительного сезона, и настоящие зимние цены мы еще увидим, – им есть, куда расти. Если же сравнивать с предыдущим отопительным сезоном, то, конечно, заплатим больше, но газ на цену давить не будет.

«С тепловой энергией специальные обязательства частично сохраняются, – говорит эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев. – Теплокоммунэнерго будут получать газ по цене, отличной от промышленности, и методика расчета стоимости тепловой энергии также фиксирована на этот отопительный сезон. Это означает, что теплокоммунэнерго будут рассчитывать стоимость тепловой энергии, исходя из цены газа, усредненной на прошлый отопительный сезон. Это означает, что в целом стоимость средней платежки за тепловую энергию, за горячую воду в этом отопительном сезоне будет отличаться от прошлого сезона не на большую сумму. О кратном росте цен речи не идет. Скорей всего, платежки будут отличаться на коэффициент инфляции, на тот рост, который произошел в течение года в заработных платах соответствующих сотрудников теплокоммунэнерго, стоимость электрической энергии, которая потребляется этими компаниями. В сумме ожидаемый рост будет около 7 или 9 % в зависимости от региона».

Но в прошлом году не было пандемии коронавируса, а экономический кризис не был так обострен.

«Защита ослабла»

Как сообщала Государственная служба статистики, во втором квартале 2020 года реальные располагаемые доходы украинских граждан сократились на 7,3 %, что стало первым падением реальных доходов с первого квартала 2016 года. Располагаемый доход в расчете на одного человека составил 15 566 гривен, во втором квартале 2019 года этот показатель составлял 16 345 гривен.

По данным Госстата, расходы населения во втором квартале 2020 года составили 649,3 миллиарда гривен, что на 10,4 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Наибольшей статьей расходов за второй квартал 2020 года были продукты питания и безалкогольные напитки – 42,9 %.

Расходы домашних хозяйств по статье «Жилье, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива» составили 13,9 %, но в отопительный сезон эта доля растет приблизительно на треть и составляет около 20 %. Согласно социологическому опросу КМИС прошлого года, 14 % тратит на услуги ЖКХ больше половины доходов семьи.

На начало текущего отопительного сезона население Украины ответило сокращением уровня платежей.

«У нас очень сильно упал уровень оплаты за газ, и неважно, о ком мы говорим – распределительных компаниях, “Нафтогазе Украины”. В ноябре традиционно один из самых низких по году уровней оплаты. Уровень расчетов в полтора раза ниже, чем в прошедшем году при текущем параметре за газ», – говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

По информации эксперта, также увеличилось количество тех, кто не платит за коммунальные услуги.

«По имеющейся информации с рынка, раньше было 5 % тех, которые вообще не платили за коммунальные услуги, в том числе за газ. Сейчас к этому проценту прибавились еще, и доля тех, кто не платит вообще, превысила 10 % на рынке. И непонятно, что с этим делать. Мы находимся на пороге очередного ужесточения карантина со всеми вытекающими для экономики последствиями, ситуация по всей видимости будет усугубляться. Что может сделать правительство? Дотации или не дотации, но как-то облегчить долю потребителя, потому что по цепочке все это будет валиться и дальше», – подчеркивает Дмитрий Марунич.

Текущий отопительный сезон будет отличаться от предыдущего помощью правительства уязвимым категориям населения в оплате за услуги ЖКХ, а точнее ее сокращением. В мае этого года был увеличен размер обязательного платежа, который не будет покрываться субсидией.

«Они изменили правила предоставления (субсидий – Ред.). Теперь обязательный платеж, который должна платить семья, не 15 %, а 20 %. На треть семья будет платить больше, причем бедная неимущая семья, которая с большим напрягом получила право на субсидию, – говорит Александр Сергиенко. – У нас и так за два года число получателей субсидий сократилось вдвое. В отопительный период было больше 6 миллионов, сейчас около 3 миллионов. То есть защита только ослабла. Люди не понимают, что нас ждет очень тяжелая зима. Коронавирус не умирает, а размножается, доходы падают, а если локдаун введут, я не знаю, чем это закончится».

В государственном бюджете Украины на 2020 год сумма, рассчитанная на выплату субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг, составляет 39,3 миллиардов гривен. А в госбюджете на 2021 год на эту статью расходов запланировано 36,6 миллиардов гривен, что на 7 % меньше. Эта статья расходов продолжает сокращаться из года в год.

«Государственная политика идет на уменьшение субсидирования. С 2017 года произошло сокращение субсидий более чем на 15 миллиардов гривен, – говорит глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко. – Если мы сокращаем субсидии, в государстве пандемия, много украинцев потеряли рабочие места, они вынуждены находиться дома, то в этой ситуации насколько уместно будет уменьшение субсидий и помощи населению? При этом мы говорим об увеличении долгов за коммунальные услуги. Как по мне, это непродуманная государственная политика по сокращению субсидий. Во-вторых, отсутствуют компенсации как предприятиям теплокоммунэнерго, так и всем остальным поставщикам жилищно-коммунальных услуг, так и фактически компенсация самим потребителям».

«Отсутствует государственная политика»

16 ноября местные жители города Купянск Харьковской области и близлежащих к нему поселков вынуждены были перекрыть автодорогу, которая ведет из райцентра в Харьков. Причиной такой акции стало отсутствие в домах этих людей отопления.

«Мерзнет в стакане вода. Ноль градусов. Спим одетые. Два раза болела гриппом. Ни разу не были даже теплые батареи. Куда только не жаловалась. Нет на теплосеть управы. Долгов по теплу нет, претензии есть», – рассказывала СМИ местная жительница Елена Романюк.

Такая ситуация возникла, потому что предприятия теплокоммунэнерго не получают газа, поскольку не заключили договор с «Нафтогазом». Как рассказывают местные активисты, долг компании-банкрота, которая раньше занималась теплосетями, составляет почти 100 миллионов гривен, поэтому НАК «Нафтогаз» не дает лимитов на газ и требует погашение задолженности. Договора о реструктуризации долга нет и договоренностей тоже.

Это не первые проблемы с отоплением в Купянске, где проживает около 28 тысяч человек. Прошлый отопительный сезон там начался 25 ноября. Многие жители уже отказываются от централизованного отопления и переходят на индивидуальное.

По состоянию на 9 ноября в 23 городах Украины среднесуточная температура воздуха держалась ниже 8 градусов, но отопления или не давали вообще, или включали только частично. Проблемы из-за критических долгов за газ предприятий теплокоммунэнерго возникли в Днепропетровской, Донецкой, Житомирской, Киевской, Луганской, Одесской, Полтавской, Харьковской, Херсонской и Черновицкой областях. В сумме предприятия ТКЭ задолжали «Нафтогазу» 35,6 миллиардов гривен. Вовремя не смогли начать отопительный сезон и в многострадальной Смеле, городе в Черкасской области, известном во всей Украине проблемами с отоплением. На 30 октября там не было тепла у 75 % жителей. По состоянию на 13 ноября старт отопительного сезона был полностью или частично заблокирован в 11 населенных пунктах. Предприятия не выполняли ни одного из требований для получения газа в пределах спецобязательств (ПСО).

«Проблемы сохраняются. Ни в одном городе проблема не решена, – говорит Олег Попенко. – Нет средств ни у местной власти, ни у областной власти. Отсутствует государственная политика помощи, как местной власти, так и самому потребителю. Ситуация не улучшилась. Далеко не каждая местная власть имеет возможность вливать средства в коммунальные предприятия. Я не вижу больших изменений. Мы ремонтируем дороги, но я не вижу, чтобы мы читали информацию о замене теплотрасс и теплосетей».

«Теплоснабжающие предприятия и так имеют огромные долги, и до конца отопительного сезона они будут еще больше. Долги, которые нам насчитывают наши поставщики просто невозможно оплатить даже с помощью местных бюджетов», – говорит президент Ассоциации «Укртеплокоммунэнерго» Арсен Блащук.

Такое состояние дел не позволяет предприятиям проводить модернизацию, что повышает аварийность коммуникаций в отопительный сезон и, как следствие, риски отсутствия тепла и горячей воды в домах.

«Разница в тарифе – больше 20 миллиардов (гривен – Ред.), которых нет у тепловиков. За 20 миллиардов можно поменять очень много аварийных сетей, а у нас более 40 % аварийных, которые могут где-то прорвать и потечь. Мы снова уповаем на теплую зиму, потому что больше нет, на что опереться», – говорит Арсен Блащук.

По данным Госстата, на 30 сентября текущего года задолженность населения Украины составила 54,4 миллиарда гривен. Из них за природный газ – 21,1 миллиард гривен, за поставку тепловой энергии и горячей воды – 16,3 миллиарда гривен.

«Правительство, прежде всего, должно понять причины задолженности, почему задолженность постоянно растет. Если этого не понять, то бороться с этим невозможно, – говорит Александр Сергиенко. – Причина этому, если сказать в общем, – неадекватность уровня доходов уровню тарифов. Есть два варианта выхода: или увеличивать зарплаты, доходы населения, или регулировать тарифы, как это делает любая цивилизованная страна на монопольном рынке. У нас государство устранилось, потому что там сидят представители этих монополистов. Мы имеем монополию на рынке газа, монополии на рынке тепла, и правительство должно ограничивать аппетиты этих монополий в интересах этих же монополий, потому что чем выше тариф, тем больше падает уровень платежеспособности, и тем меньше они получают, а сами предприятия приходят в упадок. Правительство может изменить методику тарифообразования, ввести монопольный контроль, непременно нужно внедрить программы по восстановлению инфраструктуры. Если этого не сделать, ситуация будет только ухудшаться».

Читайте также по теме