Донбасс без шахтеров или Янукович идет по стопам Тэтчер

Чем ближе дата подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, тем чаще украинские политики вспоминают о европейском опыте. Причем делают это даже тогда, когда напрямую об этом не говорят.
Во время торжественного мероприятия, посвященного Дню Шахтера в Донецке, Президент Украины Виктор Янукович
color="#0000ff">заявил: «Я ожидаю, что до конца 2014 года в угольной отрасли будут завершены приватизационные процессы, а также окончательно реформирован рынок угольной промышленности. Это процесс должен проходить под полным контролем коллективов и профсоюзов. Я хотел бы подчеркнуть, что ни одна шахта не должна быть закрыта необоснованно. Наша задача – централизовать работу неэффективных предприятий и создание новых современных производств в этой отрасли. И, конечно, строительство новых шахт. Закрытие угольных шахт будет идти параллельно с обеспечением горняков новыми рабочими местами и сохранением существующего уровня социальной защиты».
Ну как тут не вспомнить о том, что процессы приватизации и ликвидации шахт редко когда приводили к улучшению жизни шахтеров. Чаще – наоборот. Да и самих шахтеров, после приватизации и ликвидации часто не оставалось. Самым известным в этом плане борцом с шахтерами, была умершая в этом году экс-премьер Великобритании Маргарэт Тэтчер. Её кончину уцелевшие шахтеры в Йоркшире, Дербишире, Дареме, Норртамберленде, Шотландии, Южном Уэльсе, Кенте, Ланкашире и Ноттингемшире,
color="#0000ff">отмечали как праздник.
Напомню, что в марте 1984 года Национальное управление угольной промышленности Великобритании предложило закрыть 20 из 174 государственных шахт и сократить 20 тысяч рабочих мест (всего в отрасли работало 187 тысяч человек). Две трети шахтеров страны под руководством Национального союза горняков объявили общенациональную забастовку. Выступления шахтеров подавили с помощью армии и полиции. Спустя год после начала забастовки, в марте 1985 года, Национальный союз горняков был вынужден отступить. Правительство Великобритании закрыло в 1985 году 25 нерентабельных шахт, а к 1992 году их число составило 97. Оставшиеся шахты
color="#0000ff">были приватизированы. Последующее закрытие ещё 150 угольных шахт привело к тому, что десятки тысяч человек лишились работы.
Парадокс заключается в том, что именно забастовки шахтеров несколькими годами ранее привели к власти Тэтчер, поспособствовал падению предыдущего кабинета. Именно забастовки горняков в 1974 году свалили правительство консерватора Эдварда Хита, кресло которого вскоре заняла Тэтчер. Получилось прямо как в народной мудрости: за что боролись, на то и напоролись.
Угольной отрасли Великобритании больше не существует, хотя отдельные шахты действуют до сих пор. Уничтожен, соответственно, и профсоюз горняков. Правда, следует отметить, что британский кабмин частично компенсировал безработным потери, позволив ранее установленного срока выходить на пенсию. Кроме того, была принята и, что немаловажно, профинансирована программа переквалификации шахтеров в мелких предпринимателей, которым для создания бизнеса предоставлялись средства. Причем весьма значительные, по разным данным от 100 до 250 тыс. фунтов.
Социальная структура промышленных регионов сильно изменилась. Многие так и не смогли найти себе место в новом мире. Ведь если нет промпредприятий, то нет и потребностей в разветвленной сфере услуг – так как за них некому и нечем платить. Именно это и ожидает Донбасс в случае приватизации всех государственных шахт. Так что Донбасс без шахтеров, вполне может скоро стать реальностью.

Читайте также по теме