Напряжение в 840-1440 вольт, ток в 1,2 миллиампера, мощность в 300 ватт. Это характеристики электрошокеров Taser Х2, первую партию которых в 200 штук недавно закупила Национальная полиция Украины. Использовать новинку полицейские могут пока что только на тренировках, но в МВД хотят узаконить девайс для борьбы с нарушителями. Эксперты уже предостерегают полицию от необоснованного применения спецсредства.
«Электрошокер – вчерашний день»
11 ноября на заседании Кабинета министров Украины был одобрен проект закона, который расширяет сферу применения полицейскими электрошокеров. Правительство попросило Верховную Раду внести соответствующие изменения в закон о Национальной полиции Украины. Электрошокер должен стать заменой использованию огнестрельного оружия против преступников в тех или иных случаях.
«Большинство развитых государств мира как альтернативу применению огнестрельного оружия применяют электрошоковые устройства как средство предупреждения и сдерживания агрессии», – заявил министр внутренних дел Украины Арсен Аваков.
Закон о Нацполиции содержит перечень специальных средств, которые полицейские могут использовать для выполнения своих полномочий. Среди них указаны электрошоковые устройства контактного и контактно-дистанционного действия. Они могут быть использованы для отражения нападения на полицейского, другого человека, охраняемый объект, отражения нападения животного, угрожающего жизни и здоровью полицейского или другого человека.
Изменения, которые хотят внести в этот закон, уточняют и значительно расширяют применение электрошокового устройства полицией. Согласно проекту, электрошокеры будут применяться для задержания лица, совершившего административное или уголовное правонарушение и при этом оказывающего физическое противодействие полицейскому; задержания лица, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление и пытающегося убежать; задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление или пытающегося убежать из-под стражи; задержания вооруженного лица, угрожающего применением оружия и других предметов, угрожающих жизни или здоровью людей, в том числе полицейского.
По словам главы Национальной полиции Игоря Клименко, будет определен и круг лиц, к которым электрошокер применять будет запрещено. Это несовершеннолетние, беременные, пожилые люди и люди с признаками ограниченных возможностей. В интервью «Интерфакс-Украина» Игорь Клименко рассказал, что согласно приблизительным подсчетам, благодаря использованию электрошокеров в мире спасли свыше 220 тысяч жизней, а сами электрошокеры имеют на вооружении полицейские в 107 странах мира.
В конце ноября издание «Украинские новости» сообщило, что Национальная полиция Украины закупила электрошокеры Taser. «Закупили 200 штук», – сказал собеседник издания в ведомстве. В работе электрошокеры применяться до изменения законодательства не будут, но полицейские уже могут тренироваться в их использовании.
«Мы привыкли сомневаться в любой инициативе министра внутренних дел и его окружения, – говорит эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта. – Она вызывает у нас уже стойкое сомнение. Это такой мощный сформированный штамп, и, к сожалению, полиция этого абсолютно заслуживает. Но на самом деле электрошокер – это не сегодняшний, это вчерашний день. Он уже стал обыденным средством, которое имеет очень большую статистику, позволяющую говорить о его положительном эффекте значительно в большей степени, чем те недостатки, которые в нем есть».
Эксперт подтверждает: использование полицейскими электрошокера в некоторых случаях лучше, чем пистолет.
«Оно происходит в ситуациях, изначально достаточно локализованных, – говорит Сергей Шабовта. – Есть преступник, который проявляет крайнюю агрессию. Она не запредельная, но его надо на какое-то время остановить, желательно одеть в наручники без потерь для самих полицейских. Когда в таких ситуациях есть оружие травматического действия, к сожалению, есть и угроза того, что оно может попасть и травмировать или нанести более серьезный ущерб окружающим. В этом плане шокер намного локальней, и при этом психологическое присутствие его в конфликтных ситуациях между полицейскими и правонарушителем очень сильно. Его реально боятся, потому что это больно. Молниеносный разряд – и тело превращается в полный овощ, парализуются мышцы и утрачивается малейшая способность сопротивляться».
Бывший руководитель районного управления полиции Киева Денис Ярославский рассказывает, что использование электрошокеров полицейскими разных стран, действительно, нормальная практика, и применение такого спецсредства – распространенное явление. Это не новинка и не редкость, но в Украине шокеры не были на вооружении райотделов.
«Теперь только нужно понимать, чтобы ими не распоряжались налево и направо, чтобы не было безумного применения тогда, когда эти меры будут превышением, и без них можно было бы обойтись», – говорит эксперт.
Опасный девайс
К сожалению, иногда полиция использует даже традиционные спецсредства типа наручников, когда это не совсем требуется. Еще свежи в памяти кадры, когда летом на стихийном рынке в Черновцах полицейские решили с применением силы задержать пожилого мужчину, торговавшего овощами во время карантина. Велик риск того, что рано или поздно в подобном случае вместо наручников у стража порядка в руках окажется шокер.
Денис Ярославский считает, что появление в арсенале полицейского электрошокера обязывает к более строгой дисциплине.
«Если людям будут выдавать в пользование электрошокеры, и они будут заступать на суточное дежурство и их носить с собой, то инструктаж должен быть очень качественный, – говорит эксперт. – Они должны за этот инструктаж расписываться, они должны понимать меру применения спецсредства, они должны понимать ответственность, последствия. Просто у нас халатно проводится инструктаж, и обычно он проводится формально. Надо более правильно и четко относиться к первичному инструктажу».
Эксперты настаивают, что изменений в закон мало. По электрошокеру должны быть тщательно и детально прописаны служебные и ведомственные инструкции, распоряжения, приказы.
«Что касается электрошокеров, то на сегодняшний момент это не ко времени, – говорит адвокат Ростислав Кравец. – Злоупотреблений, связанных с применением электрошокеров даже в развитых странах, где существует реальный контроль над полицией, много. Существуют реальные компенсации гражданам, пострадавшим от превышения полномочий полицейских. В этих странах очень часто встречаются злоупотребления полицейскими, излишняя жестокость, пытки с помощью электрошокеров. А что уже говорить про Украину. Я считаю, что выдавать электрошокеры на сегодняшний момент в Украине – это просто орудие пыток граждан передать в руки некомпетентных сотрудников полиции».
Издание Zbroya.info писало в 2017 году, что электрошокеры марки Taser используют 90 % органов безопасности США. Существует два режима работы этого средства: выстрел парой электродов, которые впиваются в тело нападающего и на несколько секунд парализуют мышцы, и непосредственно контактный режим. Продукция имеет маркировку «less-lethal», то есть «малосмертельный». Издание приводит данные, что региональные отделения Amnesty International неоднократно заявляли об использовании шокеров Taser в качестве орудия пыток, и в 2012 году заявили, что с 2001 года как минимум 500 человек умерли от применения к ним этих шокеров. Данные западных журналистских исследований показали, что шокеры такого типа использовались полицейскими в 1005 летальных случаев. Согласно базе данных The Guardian «The Counted», куда в 2016 году вносились люди, погибшие в США от рук полиции, использование «тазеров» повлекло за собой на протяжении года 22 смерти. Безобидность спецсредства постановлена под сомнение.
«Вопрос применения электрошокеров даже в западных странах не урегулирован, потому что очень много случаев смерти от воздействия электрошокера, – говорит Ростислав Кравец. – Есть люди, которые ходят с сердечными имплантами, опять же излишняя жестокость. Если в западных странах предусмотрены эффективные механизмы компенсации этих превышений полномочий, то в Украине их просто не существует. Даже если гражданина изнасилуют в полицейском участке, вы будете судиться несколько лет и, в конце концов, получите смехотворную компенсацию за это все».
Юрист считает, что после введения в работу полицейскими электрошокеров может возрасти количество дел по превышению полицейскими своих полномочий.
«С одной стороны, можем увидеть рост количества дел по превышению полномочий, с другой стороны, мы можем увидеть большой рост количества дел, связанных с сопротивлением сотрудникам полиции с более жестким противодействием, – говорит Ростислав Кравец. – Человек будет понимать, что к нему могут применить электрошокер, и наносить уже телесные повреждения этим полицейским. Здесь возможна абсолютно обратная реакция. Собираются разрешить полицейским применять электрошокеры в административных правонарушениях, например, полиция останавливает проверить документы, а вы не хотите их проверять, вполне возможно, что к вам могут быть применен электрошокер, а потом полицейский будет рассказывать о какой-то необходимости его применения. Поэтому во многих странах, где применяются электрошокеры, на них устанавливаются видеокамеры, чтобы можно было разобраться в необходимости применения электрошокера, а также заряжается специальные маркеры в виде конфетти, чтобы было видно в какую сторону полицейский стрелял и с какого места, чтобы потом можно было обосновать необходимость применения электрошокера. У нас же этого ничего нет. Я считаю, что до введения электрошокеров Украине крайне далеко, и столь дорогую игрушку передавать полицейским, которые теряют боевое оружие, я считаю, на сегодняшний момент еще рано».
Адвокат, полковник юстиции в запасе Игорь Серков считает, что не каждый электрошокер можно использовать для пресечения противоправных действий гражданина, и задается рядом важных вопросов:
«А он прошел медицинскую сертификацию? Есть ли заключение медицинских экспертов о том, что применение данного электрошокера безопасно для жизни и здоровья человека, что оно не повлечет за собой наступление вредных последствий? А можно ли эти электрошокеры применять в отношении граждан со слабой сердечнососудистой системой, со слабой нервной системой, с массой других сопутствующих заболеваний, при которых применение данного электрошокера вызовет наступление вредных последствий – резкое ухудшение состояния здоровья и, не дай Бог, смерти лица, в отношении которого применяется данный электрошокер? Это исследовалось? Скажу вам сразу: не исследовалось. Эти аспекты изучались при принятии данного решения? Нет, не изучались. Как мы будем действовать в этой ситуации? Я вам скажу. Никак. Количество смертей резко возрастет среди лиц, в отношении которых, по мнению полиции, применяется электрошокер якобы для пресечения, по мнению полиции, противоправных действий», – утверждает адвокат Игорь Серков.
О том, что Taser является «медицински сертифицированным нелетальным оружием», неоднократно заявляли в Нацполиции.
«Taser автоматически записывает время, место и продолжительность каждого использования и сохраняет эту информацию. Сегодня это безопасный способ остановить правонарушителя с минимальным риском причинить вред ему и полицейскому. Использование Taser одобрило Министерство здравоохранения Украины», – говорит начальник департамента патрульной полиции Украины Евгений Жуков. Эти слова были сказаны в коротком официальном видеоролике, где Жуков на себе тестирует контактно-дистанционное действие Taser’а.
«Бодро снятый руководством МВД ролик содержит в себе изрядное лукавство, – говорит Сергей Шабовта. – Не знаю, зачем лично руководителю департамента патрульной службы на себе демонстрировать способность приема таких ударов жизни. В момент, когда его снимают и в него стреляют, его под руки аккуратно держат два мощных бойца, а вся опасность дистанционного применения Taser’а как раз и заключается в том, что человек утратив управление своей мышечной системой просто падает, и именно падение несет в себе достаточно большую угрозу. В зависимости от покрытия, от наличия ступенек или еще чего-то могут произойти травмы, вплоть до смертельной. Как-то об этом умалчивают. Применение электрошокера полицейским должно в том числе содержать анализ места, где он его использует».
Адвокат Игорь Серков отмечает не только опасность применения шокера, но и качество подготовки тех, кто с ним будет работать.
«Когда на службу в полицию призываются лица, достигшие всего лишь 18 лет, – говорит адвокат, – когда огромный некомплект кадров, когда морально-деловые качества современного полицейского, его психологическое и психическое состояние, его образование, его профессиональный и жизненный опыт находятся в крайне плачевном состоянии, а еще, открою маленькую тайну, некоторые из них ранее привлекались к административной и уголовной ответственности, то применение данными лицами электрошокера просто будет иметь катастрофические последствия. Так называемые полицейские даже не имеют опыта армейской службы, не имеют образования, не имеют каких-либо практических навыков. Представляете, 18-летний человек без должного образования, морально-деловых качеств, с неустойчивой психикой, будет применять этот электрошокер?! Я считаю, это великая глупость! Наши доблестные правоохранители могут вполне обойтись без этих специальных средств – электрошокеров. В нашей стране раздать полицейским электрошокеры – это все равно что раздать огнестрельное оружие обычному обывателю, это будет одно и то же».
Но в МВД считают, что такое спецсредство должно быть у каждого наряда полиции, а пример Евгения Жукова не последний в рядах правоохранителей.
«Принято решение, что все полицейские, которые будут допущены к работе с электрошокерами, должны будут получить разряд тока сами, чтобы узнать, насколько это больно. Делается это также для того, чтобы полицейские применяли электрошокер в тех случаях, когда это обоснованно», – заявил заместитель министра внутренних дел Антон Геращенко.
Шокеры, гироскутеры, моноколеса…
О том, что Национальная полиция заключила соглашение с ООО «Научно-производственное предприятие “Система”» о закупке 200 электрошокеров марки «Taser X2» на 32,85 миллиона гривен, СМИ узнали со сведений из системы госзакупок ProZorro еще летом.
Как сообщал сайт «Наші гроші», «НПП “Система”» получило подряд без конкуренции, так как больше никто не пришел на торги. Компания-победитель принадлежит директору Сергею Чукмасову, Александру Милюкову, Андрею Авдиевскому, Дмитрию Чукмасову, Валерию Педенко и Роману Бессмертному. Последний является бывшим представителем Украины в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации на востоке Украины, кандидат в президенты в 2019 году и нардеп 2-5 созывов. Некоторые из названных лиц также имели и имеют связи с народными депутатами из «Слуги народа».
В материале «Наші гроші» сказано, что в США стоимость шокеров составляет 1,39 тысячи долларов с батареей за 79 долларов и кобурой за 90 долларов. В сумме это составляет 1,56 тысячи долларов, или 42 тысячи гривен, что в полтора раза дешевле, но не включает доставку и налоги. В то же время в Украине цена Taser’а с двумя картриджами, батареей и кобурой в продаже в полтора раза выше – 98 тысяч гривен. Кроме того, победитель тендера поставит 8 тысяч картриджей Taser со щупами контактно-дистанционного действия по 2,4 тысячи гривен. В США их продают по 80 долларов или 2,1 тысячи гривен без доставки и налогов, что на 15 % дешевле. Также полиция по договору получит 2 дата-кабеля для подключения через порт батареи и USB к компьютеру по 8,7 тысячи гривен.
«Я бы начал проверять, по какой цене их закупили, не завысили ли цены, потому что у нас привыкли все покупать в три раза дороже. Я думаю, что было интересное предложение, на котором можно было заработать, и они решили закупить, а дальше оно будет лежать на складах, и никто до изменения законодательства их применять не будет. На этом несколько миллионов по-любому “прикурили”. Я даже не сомневаюсь», – говорит Денис Ярославский.
Если разделить сумму в 32,85 миллиона гривен на 200, получается 164 250 гривен ($5803). Интернет-магазины Украины предлагают купить электрошокер той же марки по цене от 112 до 142 тысяч гривен ($3957-5017).
«Если вы зайдете на “Амазон”, то там с самой полной комплектацией, с дополнительной батареей это стоит 3 тысячи долларов. Это розничная цена. Я думаю, что цена завышена минимум в два, а то и два с половиной раза, – говорит Ростислав Кравец. – На мой взгляд, бюджет полиции сильно раздут. Вот у нас ищут деньги на учителей, врачей, на борьбу с ковидом. Я думаю, что если миллиардов на 5-6 сократить бюджет Национальной полиции, то, в принципе, мы можем предотвратить гуманитарную катастрофу в Украине. Мы видим неэффективное использование средств».
Электрошокер – не единственный девайс, которые решили приобрести в Нацполиции. Недавно Центр обслуживания подразделений Нацполиции объявил тендер на закупку электросамокатов, гироскутеров, гиробордов и моноколес.
«Самое время сейчас закупать зимой самокаты, молодцы, – иронизирует Денис Ярославский. – Мало над ними смеются, а теперь хотят, чтобы еще больше смеялись. По-другому я это назвать не могу. Гироскутер надо постоянно заряжать. Насколько его хватает, на 40 минут, на час езды… То есть полицейский должен быть возле розетки, заряжать свой гироскутер, в итоге они будут стоять все время разряженные, и никто этим не будет заниматься. Они планшеты, с которыми выезжают на реагирование, забывают заряжать, у них все время проблема с зарядками. Кто будет заряжать эти гироскутеры и самокаты? Это идиотизм».
Закупка электрошокеров также не закончится на 200 единицах, которые уже поступили. Это только первая партия, и закупки, скорее всего, продолжатся в следующем году на основе нового бюджета МВД.
«В планах закупить несколько тысяч, чтобы в каждом патрульном экипаже он был. Это необходимо, чтобы сохранять жизни людей», – заявил замминистра Антон Геращенко.
Остается удивляться, как полиция боролась с нарушителями без современных средств передвижения, а тем более без такого спецсредства, как электрошокер.
«Вспомните милицейский наряд при СССР, – говорит адвокат Игорь Серков. – Не было никакой резиновой дубинки, не было никакого оружия, не было никаких газовых баллончиков. Два милиционера без всякого оружия и специальных средств патрулировали села, районные центры, города нашей необъятной родины, и уровень уличной преступности был практически на нуле, а если был выше нуля, то пресечение противоправных действий осуществлялось без слезоточивого газа, без резиновой дубинки и без всяких электрошокеров. Все это было нормальным и правильным».