Дожили: грядет повышение цен на услуги провайдеров

Кризис коснулся всех направлений бизнеса, в том числе, отразился и на деятельности интернет-провайдеров. Что неудивительно: виной всему курс гривны и возросшие тарифы. Так что в обозримой перспективе интернет-пользователям следует приготовиться к повышению цен.

Нет доступа

Провайдер как бизнес — достаточно специфичен. Чтобы зайти на этот рынок, нужно иметь хорошее финансирование и большое терпение инвесторов: например, какое-то время придется раздавать услуги бесплатно, чтобы набрать абонентскую базу. Видимо, по этой причине в наших реалиях на телекоммуникационном рынке действует относительно небольшое количество предпринимателей. Но их все равно должно быть во много раз меньше: во-первых потому, что это позволило бы конкурировать крупным компаниям между собой на равных, а во-вторых, повлияло бы на улучшение качества предоставляемых услуг. И потом, у нас же полный бардак с "правилами игры" в этом бизнесе!

Роман Варламов, директор провайдера Telegroup Ukraine (на рынке с 2000 года), рассказал ГолосUA, что четкие правила, регулирующие деятельность, попросту отсутствуют. А платить при этом приходится все равно.

"ЖЭКи не усложняют, но и не облегчают нашу работу, хотя мы платим за каждого жильца, за каждую квартиру в доме. То есть, сначала мы заключаем договор, по которому платим за каждую квартиру, вне зависимости от того, подключили мы их, или нет, и все остальное — это опять же, наши проблемы. То есть "как хотите, так внутри подъезда и тяните". Если жильцы выходят, и не дают тянуть, от ЖЭКа не будет никакой реакции — "нам все равно" — говорит руководитель.

В настоящее время провайдер заключает договор с Киевжитлоспецэксплуатацией, которая ничего не делает, но деньги с операторов собирает исправно. Иногда в ответ на какие-либо жалобы вышеназванная организация созывает людей и даже собирает комиссии, но, как правило, это ничем не заканчивается.

"На самом деле, они должны были бы взять на себя хоть какие-то обязательства: если уж берут деньги, пусть например, строят канализацию (под провода – Авт.). Либо дайте нам ее построить самим. А сейчас получается так, что мы начинаем делать канализацию, а жильцы выходят, и говорят "Нет, вы не будете здесь ничего делать", — рассказывает Р. Варламов.

Вопрос даже не упирается в деньги: любой провайдер платил бы больше организации, от которой бы имел четкие гарантии, что будет обеспечен вход в дома и легальное подключение к электричеству. Но на рынке, к сожалению, никаких правил нет, и похоже, еще долго не будет. По мнению директора Telegroup Ukraine, с появлением ОСББ ситуация с доступом вряд ли серьезно поменяется, хотя конечно, всегда хочется надеяться на лучшее.

Похитители скорости

Для пользователей имеется достаточно острая проблема: недобросовестные поставщики интернет-услуг значительно урезают трафик. То есть, скорость, которая задекларирована, и которую по итогу на самом деле получает пользователь, может очень сильно разниться. Причем, как отметил глава провайдера, доказать это на сегодняшний день практически невозможно.

"Я считаю, что человек должен иметь возможность пожаловаться, если ему недодают скорость. И провайдеров, которые ее недодают, нужно строго наказывать: если интернет-поставщик заявляет определенную скорость, будь добр — дай. Чтобы была возможность в тот же УДЦР обратиться, или НКРЗ… но и там реакция должна быть правильная, быстрая: обязаны приехать и замерять. Если провайдер не соблюдает — должны быть санкции. Обязательно! А как иначе? Если этого не будет — тогда совсем грустно", — заявил Р. Варламов.

С ним не согласен его коллега, Андрей Жуков. По мнению эксперта, замеры и штрафы— дело лишнее: каждый пользователь должен сам выбирать качество услуги. Если его устраивает значительный "обвес" по скорости — это выбор клиента, в конечном счете.

"Лично я — против замеров: хочет человек покупать китайское "гэ" — пусть берет за копейки, хочет качество и надежность — пусть приобретает", — отметил А. Жуков в комментарии ГолосUA.

Так или иначе, но на данный момент пользователь совершенно не защищен от манипуляций со стороны недобросовестных провайдеров. Конечно, есть онлайн-сервисы, которые замеряют скорость, но их в принципе, поставщик интернет-услуг может и обойти, а клиент кроме собственного мироощущения недобросовестному провайдеру в качестве претензии больше ничего представить не сможет. Между тем, обман заключается в том, что провайдер обещает до 100мбит в секунду, а хорошо, если получается 20-30мбит. Следует отметить, что в этом году были введены замеры УДЦР (Український державний центр радіочастот), но пока о серьезных переменах в борьбе с недопоставкой интернет-услуг пользователям говорить еще очень рано.

Правила меняются по ходу игры

Роман Варламов отметил, что его провайдер зарегистрирован с 2000 года: начинали с интернет-телефонии, потом стали поставлять интернет. Но за время существования компании регулирующих норм так и не появилось.

"На любом рынке должны быть правила игры. Если они не будут для всех одинаковы, то никакого порядка не будет. А ведь интернет — это стратегический сегмент рынка. По сей день, почему-то считают только телефонию стратегической. А на самом деле, это неправильно, так как уже есть интернет", — убежден Р.Варламов.

Вместе с тем, для предпринимателей существуют другие условия работы на рынке, и совершенно другие налоги, что создает неравные условия конкурентной борьбы.

"Правила должны быть одинаковы для всех. Судите сами, как компания мы платим НДС, налог на прибыль, платим зарплату, платим в пенсионный фонд, и. т. д. Приходит частный предприниматель, который платит 300 грн в месяц. О какой конкуренции может идти речь? Когда это уберут с рынка, и отдадут стратегические отрасли на откуп компаниям, которые зарегистрированы, которые являются операторами связи, и так далее, и платят налоги, тогда и наступит порядок на рынке. Пока этого нет — будет бардак", — заявил руководитель компании-провайдера.

Обучение и кадры

Обучение в КПИ, откуда выходят, например, те же "айтишники", по словам экспертов, отстает очень значительно. Хотя бы потому, что преподаватели работают по устаревшим учебникам. Вместе с тем, у нас немало хороших специалистов, но, как правило, это самоучки.

"У меня сын писал диплом, было видно, что преподаватель определенную область выучила, и потому очень "умная", а я этим 5 лет и очень плотно занимаюсь… я ему советовал некоторые практические вещи сунуть в дипломную, но наткнулся на агрессию с ее стороны. Думаю, ладно, не нужно, наверное, а то еще "банан" получит", — рассказал А. Жуков.

В свою очередь, Р. Варламов сказал, что его сын отучился в США, где принцип обучения очень отличается: там учебник уже на следующий год считается устаревшим, а в последующие вносят правки, книги пересматривают, дополняют… эксперты сошлись во мнении, что в среднем, в обучении у нас отстают более, чем на 5 лет. Поэтому приходится брать на работу, чтобы потом обучать за свои средства. А приглашать западных специалистов — это очень дорого.

Это просто бизнес

Для того, чтобы делать выводы об обоснованной цене той или иной услуги, необходимо понять, как это работает. Для успешного старта и последующей работы провайдера требуются знания и инвестиции. Нужно понимать, что провайдер — это не только помещение и сотрудники, но и масса приобретенной техники, например, серверов, маршрутизаторов, защиты, поддержки, и многого другого. А еще есть оборудование, которое относительно быстро выходит из строя, в связи с чем его приходится докупать. Все это — деньги, а с нынешним курсом гривны и тарифами цены на услуги провайдеров также очевидно, будут повышаться. К тому же, нужно учитывать и амортизацию.

"Кризис конечно ощутим. Когда курс доллара скакнул с 8-ми до 24-х грн, у нас получилась следующая картина: мы покупаем импортное оборудование, которое стоило 800 грн, а сейчас уже 2 400. Но при этом интернет как стоил 100 грн, так мы его по 100 грн и продаем. Вот и вся разница. Комплектующие — импортные, все покупаем за валюту, а продаем за гривны, и по тем же ценам, что продавали 3 года назад. Средняя обоснованная цена интернета сейчас составляет 250-300 грн. Разумеется, в случае, если провайдер заботится о качестве. К примеру, мы даем качественный интернет: к нам ездят замерщики каждый месяц, потому мы не боимся — ради Бога, пусть приезжают и проверяют. В отличие от тех ФОПов, которые продают некачественный и дешевый продукт, у нас все нормально. Но вот простые люди далеко не всегда понимают, в чем разница", — отмечает Р. Варламов.

Итак, вслед за повышением тарифов на газ, воду, тепло и электричество грядут повышения цен на услуги провайдеров. Тут все просто: никто не хочет работать себе в убыток. Другой вопрос, что это очередная нагрузка на простых граждан. Но тут как говорится, ничего личного.

"Я убежден, что будет экономически обоснованная цена, и она будет выше, чем на сегодняшний день. Все импортное оборудование, импортные кабели для нас уже 2 года стоят ровно в три раза дороже, ведь мы работаем за гривны, а не за доллары, а цена продажи осталась прежней. В любом случае, цена должна быть выше. Но это возможно только после того, как будет регуляция рынка. Для начала, стоило бы всех перекинуть на общие налоговые основания: не ФОПы должны продавать, а компании. Это уже первый шаг, при котором будет полегче: исчезнет демпинг на ровном месте, и можно будет откорректировать цену", — заявил Р.Варламов

По оценкам экспертов, цена на оплату интернет-услуг повысится на 30-40%. Не исключено, что нижние пакеты повысятся в цене в два раза.

Несколько слов о безопасности

Какое-то время назад соответствующие службы выступили с инициативой о том, чтобы мониторить интернет-пользователей. Для этого хотели обязать провайдеров за свой собственный счет установить соответствующее оборудование. К слову сказать, недешевое. К счастью, на сегодняшний день, как отметили собеседники агентства, от этого отказались, так как тотальный мониторинг — это физическое разорение провайдера. А если уже приходит официальный запрос от СБУ или налоговой в рамках уголовного дела, тогда провайдер обязан предоставить данные. Как отметили собеседники агентства, в среднем, такие запросы приходят 1-2 раза в квартал, да и то, в особых случаях, когда действительно произошло что-то серьезное.

Читайте также по теме