Экс-директор Национального художественного музея вернулся обратно с помощью Мамайчуков

28 сентября в Музее со львами состоялось открытие персональной выставки Анатолия Мельника «Четыре взгляда вне времени. Мамайчуки». Такое своеобразное «возвращение» экс-директора  в стены музея, которым он руководил 12 лет, стало возможным благодаря принципиальной позиции научно-методического совета учреждения. В экспозицию войдут 50 полотен, 12 из них созданы за последний год. Затем выставку покажут в областных центрах Украины.

Анатолий Мельник после скандального смещения его с должности в апреле этого года полностью посвятил себя творчеству. Пока суды рассматривали его кассационную жалобу на незаконное увольнение, он изливал боль от пережитого в полотнах. Не зря его Мамайчуки так пронзительно кричат от беспомощности и так горько скорбят от невозможности изменить действительность. А самое главное — Мамайчуки Анатолия Мельника – это  сегодняшние украинцы, потомки известного казака Мамая.

Автор показывает их без прикрас, так как все эти герои  были сформированы  мощными социальными деформациями. Но несмотря ни на что они не теряют любви к жизни. «Это ирония по отношению к определенным типажам украинцев и  общественным ситуациям, в которые они попадают. Но мне кажется, я на это имею право, как гражданин этой страны. В конце концов, вопросы коррупции, неискренности, измены, нарушения законов являются вечными и присущи всем обществам во все времена», — говорит Анатолий Иванович.

Такое  саркастическое изображение действительности в украинском искусстве встречается крайне редко, ведь для ментальности отечественных художников гораздо ближе романтизм и поэтичность. Но, видимо, события последних лет мастера уже допекли. И презентация новых работ – это не социальная реабилитация Мельника после утраты карьеры культурного функционера,  а новый виток в творчестве. «Выставка – это театр, где должно быть действие, кульминация и финал, — говорит мастер. — Я всю жизнь мечтал о профессии художника – еще со школьной скамьи. Учился живописи. Но мне пришлось заниматься проблемами всей художественной отрасли. Я долгое время был директором Хмельницкого музея современного украинского искусства – единственного в стране, который собирал картины нынешнего периода. Проработав десять лет, я решил посвятить себя творчеству и написал много картин. Потом пришло новое назначение — меня пригласили возглавить Национальный музей. И вот сейчас я снова полон творческих идей».

Читайте также по теме