Сперва никто особо не обращал внимания на новую диковинку на улицах украинских городов – электрические самокаты. В конце концов, уже есть велосипеды, то почему бы не дать шанс самокатам? Многие украинцы даже с энтузиазмом восприняли появление нового вида транспорта, который позволяет быстро перемещаться по улицам, избегая пробок. Тем более, что электросамокаты соответствуют одному из главных трендов современного общества – борьбе за чистую окружающую среду.
Но теперь самокаты повсюду. Они есть на центральных площадях, их можно увидеть в двориках, они спокойно ожидают нового клиента возле входов в магазины, кафе или пабы. Пешеходам приходится постоянно оглядываться по сторонам, чтобы не быть сбитыми слишком резвым наездником. Не говоря уже о том, что сами водители электросамокатов рискуют в любой момент получить травму, например, из-за отказавших тормозов. Две недели назад киевлянка взяла в прокат электросамокат и эта поездка завершилась для нее разбитым лицом из-за неисправности транспортного средства. И это лишь один пример. В одном только Киеве каждую неделю случаются десятки подобных случаев.
Из всего вышесказанного возникает главная проблема: кто и как регулирует пребывание электросамокатов на улицах наших городов? И имеется ли такое регулирование вообще?
«Пока что у нас анархия – мать порядка. Вопрос электрических самокатов никак не урегулирован, поэтому каждый что хочет, то и делает. Никто вам не может запретить организовать собственный бизнес, выставить несколько электросамокатов и пускай себе люди катаются», — рассказал эксперт по вопросам законодательного обеспечения безопасности дорожного движения Владимир Караваев.
По словам эксперта, над механизмами запрета электросамокатов думают уже не первый год, причем Украина в этом вопросе уже могла бы использовать опыт других стран, которые столкнулись с данной проблемой.
Например, на сегодняшний день в Великобритании уже три года действует законодательное ограничение на использование электросамокатов. Британцы могут использовать этот вид транспорта только на ограниченной территории, вроде частных парков. На улицах городов нельзя пользоваться как прокатными, так и собственными электросамокатами.
В. Караваев также высказал мнение, что на сегодняшний день инфраструктура украинских городов не может предложить ни одного решения по безопасному и комфортному решению проблемы использования электрических самокатов — тротуары не приспособлены для них, а на проезжей части им просто нет места, учитывая тот факт, что кроме автомобилей ее все активнее заполняют велосипедисты. Данные факторы делают невозможным их узаконивание в украинских городах.
«Если говорить о внедрении специальных дорожек для электросамокатов, по примеру велодорожек, то сразу возникает вопрос – где. Рисовать еще одну дорожку в пределах проезжей части? Так там уже машинам тесно. В Киеве есть дороги, на которых велодорожки нарисованы по обоим сторонам трассы. Полоса движения автомобилей сужена до минимума. Уже физически невозможно еще что-то дорисовывать. Тогда уже нужно убрать машины и запустить на дороги велосипеды и электросамокаты», — считает эксперт.
Юрист допускает узаконивание передвижения на электрических самокатах по тротуарам в тех местах, где они достаточно широкие. При этом он подчеркивает, что такое решение может быть внедрено только в некоторых местах.
«Давайте теоретически предположим, что завтра у нас начинают массово появляются квадрокоптеры и вы сможете летать на них по городу вместо такси. Но это не означает, что кто-то будет думать, как их узаконить. Все просто понимают, что это невозможно. Так и в случае с самокатами – в тех условиях, в которых мы находимся, узаконить их невозможно» — подытожил свою мысль Караваев.
Впрочем, любителям покататься на случайно обнаруженном самокате рано или поздно-таки придется выполнять законы, которые будут регламентировать их покатушки.
В парламенте зарегистрирован законопроект №3023 с крайне длинным названием: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности отдельных категорий участников дорожного движения (пользователей персонального легкого электротранспорта, велосипедистов и пешеходов)».
Законопроект уже принят парламентом в первом чтении. Но, как рассказал управляющий партнер адвокатской компании «Климчук и партнеры» Александр Климчук, об окончательном решении вопроса пока-что мы можем только мечтать.
«В данный момент в некоторых странах Европы, например в Чехии, уже утверждено, что электросамокаты должны ездить по проезжей части, а не по тротуарам. У нас же как раз все с точностью до наоборот – электрические самокаты передвигаются в основном по тротуарам. Следует отметить, что законопроект 3023 от 6 февраля 2020 года, который должен урегулировать статус электросамокатов, на сегодняшний день окончательно так и не принят. Поэтому ни о каком правовом урегулировании использования электрических самокатов речь на сегодняшний день не идет», — рассказал эксперт.
Юрист также подчеркнул, что правил дорожного движения для электросамокатов на данный момент также не существует. Он напомнил, что велосипедисты, которые двигаются по проезжей части, должны подать сигнал рукой при повороте вправо-влево и придерживаться правил перемещения по проезжей части. Ничего подобного во время поездок на электросамокатах не предусмотрено.
Иными словами, статус электрических самокатов не только не урегулирован, но и процесс принятия решения спущен на тормозах. А в этом время электросамокаты продолжают ездить по улицам Киева и их становится все больше и больше. Как и сообщений о несчастных случаях с их участием.
Разумеется, всегда можно сказать, что в Украине достаточно много и других важных проблем. Например, война или пандемия. Но пренебрегая на данный момент не таким, казалось бы, важным вопросом, власти рискуют окончательно потерять контроль над ситуацией. И тогда ни о каком регулировании речи уже не будет. Придется пойти на крайние меры и просто убрать помеху. То есть, очистить улицы от самокатов. Без сомнения, недовольных будет много. Гляди, даже отдельный Майдан по этому поводу созовут.