Этот день мы приближали, как могли?

В этом году день Независимости Украине пройдет крайне скромно. Не будет военных парадов, феерверка и массовых гуляний в Софийском соборе. Страна вступила в полосу жесточайшей экономии — в связи с кризисом. Помнится, два года назад власть потратила на пышное отмечание торжеств ко дню Независимости почти 80 миллионов гривен. Теперь не до парадов: необходимо «затягивать пояса». После президентского выступления в «Украинском доме» — свобдное общение политиков и концерт звезд украинской эстрады. 

Это официальное объяснение. Неофициальное еще проще: мало кто воспринимает эту дату, как праздничную. В Украине так и не сложилось традиции празднования Дня независимости, хотя, например, львовская городская власть предложила приурочить к этому дню «Праздник вышиванки» и рекомендовала местным жителям вывесить у себя на балконах и фасадах национальную атрибутику. Однако, искусственный «подогрев» патриотических чувств имеет столько же общего с искренней верой в будущее независимого государства Украина, как морская свинка с морем. />  

Согласно результатам социологического исследования института Горшенина, каждый пятый украинец не испытывает чувство гордости оттого, что в паспорте у него стоит украинское гражданство. И только 58% опрошенных положительно относятся к получению Украиной независимости в 1991 году. Опять же, 19% опрошенных нейтрально относятся к этому факту, а 16,5% людей, живущих в нашей стране заявили, что категорически против суверенного украинского пути. Это очень серьезный показатель: треть граждан независимой Украины считают, что страна не в состоянии самостоятельно развиваться политически и экономически, и видят ее спасенне в союзе с болем влиятельными государствами. Это мина замедленного действия под суверинитет — если политики не придумают какой-то рецепт «спасення», то нас ожидает, например, “остров Крым”. Кстати, почти 20% пассивных граждан тоже не стоит сбрасывать со счетов: именно они могут качнуть маятник Независимости в ту или иную сторону.
 
 Какой же путь прошла Украина за 19 лет, чтобы прийти к результату, при котором почти половина граждан не знают, что делать со страной, разочарованы в ее суверенном пути и внеблоковом статусе? Есть еще более непраздничные цифры: каждый шестой украинец готов покинуть страну, если ему предложат миллион гривен…

За 19 лет экономика Украины пережила множество взлетов и падений. В жэкономической истории случались гиперинфляция 1992 года и денежная реформа-96, формирование банковской системы и массовая «прихватизация», сократившая сразу долю государственного участия на 40%, вступление в МВФ и ВТО, и наконец, финансовый кризис 2008 года. 
Но тем не менее, старт был хороший. После распада Союза, Украина получила более 15% основних фондов СССР. Вместе с обретением независимости нам досталась и плановая экономика. Это как «минус» и «плюс». Новая система государственного управления предполагала и изменение экономической модели, ориентированной на самостоятельность. Но мало кто ожидал, что это будет так больно. Тернистым оказался сам переход от плановой системы к рыночной, он не окончен и до сих пор, а слово « реформы» стало ругательным. Это и неудивительно, потому что Украине пришлось полностью перестраивать внутренние процессы, интегрироваться в мировую экономику и бороться за место под солнцем на внешних рынках, что не ощущалось под «крышей» СССР. Также пришлось с нуля строить банковскую систему, вводить полноценную денежную единицу: гривня стала национальной валютой только в 1996-м году. На это время пришлось «сколачивание» самых больших капиталов: наиболее успешными и живучими оказались те компании, которые сформировали свои состояния на нефти, газе и стали. То есть, разделили и приумножили «советское имущество».

Формирование в Украине круга крупных капиталистов происходило в первые годы независимости также и через приватизацию. Этому помогло как несовершенное законодательство молодого государства, так и коррумпированность высоких чиновников, позволившая определенным «товарищам» завладеть экономическими объектами благодаря занимаемой должности или знакомствам в верхах. Результатом такой экономической политики стала потеря половины ВВП за годы независимости, и кардинальное отставание в научных и инновационных технологиях. В отличие от Китая мы не разрабатываем технические новинки, в отличие от Белоруссии не производим товары «для себя» отечественного производства — таких как холодильники, комбайны или дрели. На украинском рынке доминирует дешевый импорт и резко сократилось (если не уничтожилось) количество украинских товаров. Лозунг «Купуй українське» — чистой воды фикция. Он мог бы стать реальностью, если б Украина сумела привлечь в экономику серьезные инвестиции и заставить работать малый и средний бизнес, который является двигателем во многих европейских странах. Однако, нам так и не удалось эффективно использовать свое географическое положение, уникальные черноземы и аграрный потенциал- несмотря на мировой кризис продовольствия. Малый и средний бизнес существует полулегально, задавленный непомерными налогами. Без реальних инвестиций и модернизвации производства экономике Украины ничего не «светит». К сожалению, приходится констатировать — на 19 году жизни Украина живет на советской инфраструктруре экономики, а выживает- за счет торговли металлом и газом, а также дешевой рабочей силы.

Путь к политической независимости Украины пролегал через парад суверинитетов. Старт был дан Россией — Л. Кравчук и А. Шушкевич просто вовремя воспользовались выгодами тогдашней политической коньюктуры. В итоге, УССР исчезла с политической карты – началась независимая Украина. 

Акт провозглашения независимости от 24 августа 1991 года стал логичным завершением борьбы за самостоятельность в решении внутренних вопросов и осуществлении внешнеполитической деятельности. Принятие парламентом этого исторического документа и утверждение его на референдуме открыли новый этап развития страны. Этап этот характеризуется тремя моментами: изменение принципов государственной системы управления, формирование института президента, многопартийность и отказ от единой идеологии.

Уже в декабре 1991 года в Украине состоялись первые в ее истории выборы президента, которые выиграл тогдашний спикер Верховной Рады Леонид Кравчук. Несмотря на новшество (выборы Президента), механизмы управления остались советскими — еще 5 лет страна жила по старой Конституции, с трудом корректируя законы под новые реалии. В 1996-м году в Украине была принята новая Конституция. То есть, до появления собственного свода законов и формирования правового поля Украина «созрела» только через 7 лет после принятия независимости. 

Такая «медлительность» привела к многим правовым казусам, в том числе, это был один из барьеров, помешавших сформироваться новой управленческой и политической элите. Продуктом конституционного безвременья стал Леонид Кучма, второй Президент Украины, «красный директор», управляющий страной как одним большим заводом. Это время расцвета промышленности, укрепления экономических и политических связей с Россией, реализации в политике принципа « разделяй и властвуй». Президент Кучма, кстати, стал одним из «двигателей» Конституции — Основной закон был принят под его давлением, парламент просто «испугался» того, что проект Конституции будет вынесен на референдум, а Верховная Рада будет отстранена от формирования системы власти.  Та же Конституция сыграла с Л. Кучмой злую шутку — попытки баллотироваться главой государства на третий срок привели к скандальному поражению и к оранжевому Майдану, героем которого стал третий Президент Украины — Виктор Ющенко.

Стали меняться не только идеология, но и модель управления: в 2004-м году в Конституцию были внесены изменения, которые превращали Украину из президентско-парламентской республики, в парламентско-президентскую и ликвидировали часть полномочий главы государства. Такой подход заложил мину замедленного действия под европейскую систему государственного управления. Украина, где действует принцип «два украинца-три гетьмана», откликнулась на «европеизирование» Основного закона масштабными конфликтами между Президентом и Премьером, которые в 2006-м привели к досрочным парламентским выборам. Понятно, что «сидеть» на «конституционной бомбе» крайне опасно, поэтому на 19-м году независимости перед Украиной снова встал вопрос принятия новой Конституции. Модернизация конституционной версии-96 слишком сложна, и не ликвидирует основных противоречий, которые мешали стране эффективно развиваться последние годы.
 

Кроме всего прочего, с обретением независимости украинское общество получило возможность формировать многопартийную систему. Монополия одной политической силы была ликвидирована. Процесс развития многопартийности развивался с разной динамикой на протяжении всей новейшей истории и на данный момент в Украине насчитывается около 170 партий. Часть из них, очевидно, прикажет «долго жить» после местных выборов, остальные будут стремиться к укрупнению, хотя политическая история современной Украины показывает, что процессы объединения как на левом, так и на правом фланге заканчиваются печально. Большим минусом украинской многопартийности является и малое количество политсил с внятной идеологией, поэтому стране так трудно прийти к объединению левого и правого берегов Днепра. Большинство партий строятся на сиюминутных предвыборных интересах, а не на идеологическом единстве. Неоспоримо и влияние бизнеса, который за последние 5 лет интегрировался в политику «по взрослому». Поэтому проблема идеологической структурированности общества, выработка единого национального плана действий и через два десятка лет остается для Украины нерешенной.

 

Читайте также по теме