- Пламенное желание отдельных политиков и госчиновников подписать этой осенью Соглашение об ассоциации между Украиной и Евросоюзом вылилось в масштабную рекламную кампанию о преимуществах “европейского выбора”. Она здорово напоминает пропаганду о выгодах вступления Украины в ВТО при Ющенко. К тому же, торопясь осуществить задуманное в намеченные сроки, наши переговорщики опять сдают интересы Украины в разных экономических отраслях. Среди прочего украинцев лишают права пить крымское шампанское и закарпатский коньяк. Хотя возможность отстоять эти названия существует.
- На фоне летнего информационного затишья и хлопот, связанных с отпускным периодом, как-то затерялось коллективное обращение винодельческих ассоциаций, профильных научных институтов и ведущих украинских виноделов к спикеру Верховной Рады, главе парламентского комитета по вопросам европейской интеграции и министру аграрной политики и продовольствия Украины.
- В своем письме виноделы просят внести изменения в проект Соглашения об ассоциации между Украиной и странами ЕС в части запрета для украинских производителей использовать географические наименования «Коньяк», «Херес», «Мадера», «Портвейн», «Шампанское».
- Они пишут, что проект Соглашения предусматривает предоставление Украине 10-летнего переходного периода на использование таких наименований винодельческой продукции, как «Шампанское», «Коньяк», «Портвейн», «Херес», «Мадера» и др. Вместе с тем, он не предусматривает каких-либо компенсаций или технической помощи производителям винодельческой продукции Украины в случае отказа от употребления названий украинских вин и коньяков.
- Более того, директор ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» Сергей Михайлечко заявил журналистам, что еще 19 мая 2011 года был подписан протокол, который четко указывал, что Украина может использовать кириллические транслитерации географических названий «Херес» (Херес, Jerez / Sherry / Xerez), «Порто» (Порто, Porto), «Мадера» (Мадейра, Madeira), «Кагор »(Каор, Cahors), «Коньяк» (Коньяк, Cognac) и «Шампанское» (Шампань, Champagne) на внутреннем рынке в рамках международного права. В частности, виноделы ссылаются на нормы соглашения TRIPS о так называемом «дедовском праве» (grandfather law), согласно которому страны, производившие продукцию до 1994 года, могут продолжать ее выпуск на своей территории. Возникает интересная коллизия, в которой попытаемся разобраться принципиально.
- Итак, есть два документа. Один хорошо известен специалистам. Это так называемое Соглашение ВТО «Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности» (в английской аббревиатуре TRIPS ).
- Второе видели немногие. Это проект «Соглашения об Ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом и его странами-членами, с другой стороны». Именно этим документом, если он будет подписан осенью нынешнего года, Украине будет запрещено производить шампанское, коньяк, мадеру, портвейн, кальвадос, граппу, токайское вино, сыры фета, рокфор и пармезан.
- Четкое требование о том, чтобы отказаться от винодельческих названий в течении 10 лет, а от “сырных” — за семь, содержится в статье 208 указанного проекта. Процитируем ее целиком.
- Статья 208
-
Временные меры
1. Продукты, производимые и маркированные в соответствии с национальным законодательством до того, как настоящее Соглашение вступило в силу, но не соответствующие требованиям настоящего Соглашения, могут продаваться пока не закончатся на складе.
2. Продукты, производимые и маркированные в соответствии с национальным законодательством географическими названиями, перечисленными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, после того, как настоящее Соглашение вступило в силу, и до окончания периодов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, но не соответствующие требованиям Соглашения, могут продаваться на территории Стороны, с которой происходит продукт, пока не закончатся на складе.
3. Для 10-летнего переходного периода с даты вступления в силу настоящего Соглашения охрана следующих географических названий ЕС не прекращает использования этих географических названий для обозначения и презентации определенных подобных продуктов происхождением из Украины: /> a. Champagne,
b. Cognac,
c. Madera,
d. Porto,
e. Jerez / Xérès / Sherry,
f. Calvados,
g. Grappa,
h. Anis Português,
i. Armagnac,
j. Marsala,
k. Malaga,
l. Tokaj4. Для семилетнего переходного периода с даты вступления в силу настоящего Соглашения, охрана в соответствии с настоящим Соглашением следующих географических названий ЕС не прекращает использования этих географических названий для обозначения и презентации определенных подобных продуктов происхождением из Украины:
a. Parmigiano Reggiano,
b. Roquefort,
c. Feta. - Вообще, следует отменить, что почти 100 страниц из 800 проекта Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС содержат перечисление названий, которые страны Евросоюза «застолбили» за собой, лишив Украину права их использовать. Тут мы встретим и сидр, и разнообразное салями, и сыр бри. Видно, что европейские юристы скрупулезно подошли к переговорному процессу и отрабатывают каждый евроцент, который им заплатили за работу.
- А вот с нашими переговорщиками случилось что-то странное. Они то ли «забыли», то ли умышленно не захотели записать в числе названий, которые Украина сохраняет за собой, такие популярные марки как Инкерман, Ливадия, Массандру, Ореанда, Новый Свет, Артемовское и многие другие. Это означает, что, допустим, в Болгарии смогут делать свое вино «Инкерман», а в Польше — свою «Ореанду».
- Вместо этого наши доблестные переговорщики оставили за Украиной «выдающиеся» торговые марки геграфического происхождения, как Бурдей, Пила, Баба-Даг, Їжаківка и проч. Как будто, в Европе выстроилась очередь желающих выпускать водку «Баба-Даг» или бренди «Їжаківка».
- Все это выглядит почти как анекдот, если не учитывать глубокие экономические и даже исторические последствия такого «легкомыслия». Нас не только лишают права выпускать шампанское «Новый свет», мадеру «Массандра» или портвейн «Белый Магарач», но стирают в сознании будущих поколений память о князе Голицине, о великих подвижниках виноделия царской России и Советского Союза, поразивших своими достижениями Францию, Италию, да и всю Европу.
- Это имеет явную психологическую подоплеку: когда через 10 лет украинцы не увидят на прилавках знаменитую «Массандру», у них не возникнет вопроса, куда делись наши виноградники и почему они принадлежат зарубежным компаниям. Точно так же как в Болгарии, вступившей в Евросоюз, уже забывают вкус и своего вина, и легендарного перца в «Лечо», довольствуясь французским и голландским импортом.
- Впрочем, переговорный процесс — это не лирика, и тут нужно оперировать сухими юридическими нормами международных соглашений. Попытаемся понять — есть ли шанс у Украины сохранить для потомков крымское шампанское и закарпатский коньяк?
- Согласно Постановлению ЕС №479/2008 от 29.04.2008 года, качественные вина идентифицируются для потребителей посредством защищенных наименований по происхождению или по географическим названиям, в зависимости от места, где оно маркируется. Но…
- Основным документом в мире, регулирующим порядок наименования товаров в зависимости от их происхождения, является Соглашение ВТО «Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности» или TRIPS, упомянутое украинскими виноделами в обращении к государственным органам.
- Его статья 22 запрещает использование географического указания, которое дает ошибочное представление обществу о том, что местом происхождения товаров является другая географическая территория. Это означает, что мы не можем выпускать просто «шампанское» и даже «советское шампанское», ибо Советского Союза уже нет.
- Но «Шампанское Украины», «Крымский портвейн» «Закарпатский коньяк» подтверждают, что это продукция выпущена в Украине и не вводят в заблуждение потребителей.
- К тому же рецептура наших вин — не пиратская копия западных аналогов. И это признано в мире.
- Достаточно вспомнить, что на Всемирной выставке в Париже в 1900 году российское шампанское князя Льва Голицина получило присуждена высшую награду — «Гран-при». А французское заняло лишь второе место. И никто не ставил под сомнение «шанпанскость» российского напитка.
- Уже в советские годы, благодаря таланту и труду выдающихся ученых, во главе с профессором Александром Преображенским, в крымском институте «Магарач» были созданы принципиально новые типы вин — «Советский херес», «Мускат игристый» «Крымский портвейн».
- В винотеке «Магарача» сохраняются портвейны красный и белый «Магарач», награжденные многочисленными медалями, херес «Магарач», мадера «Альминская» и многие другие вина, созданные и запатентованные в Советском Союзе.
- Вместе с «Шампанским Украины» и «Коньяком Украины» эти вина должны подпадать под действие статьи 24 TRIPS, где сказано, что соглашение не препятствует продолжению использования на территории страны географического названия, привычного в разговорном языке в качестве общепринятого названия таких товаров или услуг, если данные названия использовались добросовестно больше 10 лет до даты принятия Соглашения TRIPS 15 апреля 1994 года. И тут международное право полностью на нашей стороне: закарпатский коньяк выпускается с 1962 года, совхоз-завод "Таврия" работает с 1965 года, марочный закарпатский коньяк "Карпаты" делают с 1970 года.
- Не может быть никаких претензий и в части информирования потребителей о стране происхождения напитка. Согласитесь, что «Коньяк Таврия» никак не может ассоциироваться с французской провинцией Cognac, и, по сути, является обозначением способа производства конкретного спиртного напитка, вне зависимости от места происхождения. Поэтому он всецело подпадает под исключения, предусмотренные статьей 24 соглашения TRIPS.
- Удивительно, что, располагая такими вескими аргументами, мы добровольно отказываемся от коньяка и шампанского, не включаем в перечень защищенных названий знаменитую «Массандру» и лишь сохраняем за собой безапелляционное право пить «Бурдей». Что это — некомпетентность переговорщиков, лакейская уступка перед Евросоюзом, или «диверсия» евролоббистов, действующих в интересах ЕС и рассчитывающих, что никто не будет вчитываться в документ, объемом в 800 страниц? Ответ на этот вопрос давать не нам…
По данным исследовательской компании Counterpoint Research, лидером мировых продаж среди смартфонов в третьем квартале...