Западные СМИ употребляют негативный термин «финляндизация», а некоторые отечественные эксперты не находят ничего дурного в нейтральном статусе для Украины. По их мнению, США принуждают страну к вассальным отношениям, муссируя российскую военную угрозу, в которую не очень-то верят в Евросоюзе.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и безопасности Жозеп Боррель заявил, что не верит в агрессивные планы РФ захватить Украину.
«Для России важна не Украина. Для России важна архитектура безопасности в Европе. Архитектура, которую поставили под сомнение. У них есть опасения в сфере безопасности, и они хотят говорить о них», —заявил Боррель. Дескать, Москва давит на Киев, чтобы появился повод «сесть и обсудить то, что для нее важно». Об этом он заявил на мероприятии, организованном посольством Франции в США.
Как известно, Москва направила в США и НАТО свои предложения по безопасности. Среди ключевых требований – не принимать в НАТО Украину (хотя ее в Альянс и так не принимали — план действий по достижению членства не предоставлен и консенсуса по этому поводу в НАТО нет). В американских СМИ со ссылкой на данные разведки сообщается о концентрации российских войск на украинской границе. А официальный Киев в последнее время опровергает информацию об опасности вторжения.
Так, в Совете нацбезопасности и обороны Украины заявляли, что российских войск недостаточно, и нападение «физически невозможно». В Минобороны Украины заверили, что «вероятность значительной эскалации продолжает оцениваться как низкая». В то же время советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан заявляет, что Россия может напасть на Украину в любой момент.
Выступая от имени администрации Белого дома, он сказал: «Мы верим, что существует очень реальная вероятность того, что Владимир Путин отдаст приказ атаковать Украину. Это может быть выполнено в различной форме и может произойти как завтра, так и в течение нескольких недель».
Основанием для этого, со слов Салливана, стало то, что «Путин, проведя передислокацию войск, находится в таком положении, когда он может осуществить агрессивные действия против Украины в любой момент».
Накануне газета The Washington Post, со ссылкой на источники из числа официальных лиц и сотрудников американской разведки, написала, что РФ «стянула к границам Украины» около 70% сил и средств для крупномасштабного вторжения». А Салливан предупредил о возможных человеческих потерях для Украины, и стратегических – для России. Если, мол, российские власти пойдут по пути эскалации, «это обернется для Украины огромными человеческими потерями, но также, как мы считаем, с течением времени дорого обойдется и Владимиру Путину в стратегическом плане».
По его словам, Вашингтон работает, чтобы объединить союзников. «Мы стараемся послать четкий сигнал Кремлю: мы готовы идти дипломатическим путем и обсудить опросы нашей взаимной безопасности, если они готовы это сделать», — отметил он.
В тот ж день в Москве проходили переговоры президента Франции Эммануэля Макрона с президентом РФ Владимиром Путиным. Основную часть дискуссии, по словам этих президентов, заняло обсуждение ситуации вокруг Украины и предоставление России гарантий безопасности.
Относительно гипотетического членства Украины в НАТО Макрон заявил, что политика открытых дверей НАТО — «экзистенциальный» для европейцев вопрос. Но, французский президент добавил, что он услышал, что, по мнению Москвы, в последние 30 лет ей «были нанесены травмы, и необходимо построить новые механизмы, которые бы обеспечили стабильность в регионе».
Издание Le Figaro утверждает, что Макрон рассуждал о внеблоковом статусе Украины, пока летел в Москву на переговоры с Путиным. Якобы в самолете, летевшем в Москву, Макрон сообщил нескольким журналистам, что идея «финляндизации» Украины – один из обсуждаемых вопросов.
Издание Le Figaro приблизительно процитировало слова Макрона: «Путин хочет глубоких изменений в политике НАТО. Необходимо найти решение, чтобы это пространство безопасности, которым является НАТО, сосуществовало с Россией. Элементом адекватности является нечленство Украины в НАТО».
Исходя из этого, американское издание The New York Times написало: «Президент Франции Эммануэль Макрон в понедельник использовал термин холодной войны, сказав журналистам во время полета в Москву, что «финляндизация» Украины была «одной из моделей на столе» для ослабления напряженности с Россией».
После визита в Москву, Макрон прибыл в Киев, и 8 февраля во время пресс-конференции президентов Украины и Франции в Киеве журналистка американского издания Bloomberg спросила у Макрона: «Вчера Вы сказали, что «финляндизация» Украины является одной из опций. Что Вы имели в виду?».
Макрон ответил: «Я не употреблял таких формул. Вы использовали формулу «финляндизации». Я этого не слышал. Я говорил наоборот, что мы не можем прекратить политику открытых дверей НАТО, потому что для многих стран будет проблема – в частности, для Финляндии. Но я никогда не применял такой категоризации по отношению к Украине. Я не знаю, откуда вы это взяли».
Отметим, что термин «Финляндизация» (фин. suomettuminen; швед. finlandisering; нем. Finnlandisierung) действительно существует. Он распространён в западной историографии (США, Швеция, ФРГ), и имеет негативное значение. Употребляется для описания подчинения политики той или иной страны политике большей соседней страны при номинальном сохранении суверенитета. Пишут, что этот политический термин возник на Западе для характеристики советско-финских отношений в период после Второй мировой войны.
Употребление термина в отношении Украины стигматизирует в глазах западного читателя саму идею нейтрального статуса Украины, считают эксперты. Политолог Руслан Бортник заявляет: «Считаю, что внеблоковый статус нашей страны, такой как у Финляндии, Австрии или Швейцарии мог бы не только решить конфликт вокруг Украины. Он мог бы стать основой для восстановления суверенитета нашей страны, а также для экономического и политического развития», – сказал он.
Действительно, пять европейских стран – Австрия, Швеция, Финляндия, Ирландия и Швейцария – решили, каждая исходя из своих соображений, остаться нейтральными, и членами НАТО не являются. Руслан Бортник не исключает, что ради мирного урегулирования прийдется прийти к «финляндизации» Украины.
«Если страны захотят договориться мирно по Украине, они рано или поздно придут к «финляндизации» и к новым гарантиям безопасности относительно ситуации в Украине. Если стороны не захотят договариваться, то они попытаются включить Украину в свою зону влияния», – резюмировал политолог.
Эксперт Андрей Головачев в свою очередь отмечает, что такой процесс инспирирован со стороны США. «Постоянно читаю у различных наших аналитиков, что Украина должна добиваться либо военного союза с США, либо статуса стратегического партнера США. Что- то наподобие Японии или Тайваня. Верх наивности!»- пишет он в соцсети.
По словам эксперта, союзы или партнёрства могут заключаться только между равными партнёрами, приблизительно равными по влиянию и геополитическому весу стран, которые обменялись взаимовыгодными услугами и усилили положение друг друга.
«Между Украиной и США никакой союз невозможен. Возможны лишь вассальные отношения. США сейчас жестко принуждают Украину к таким отношениям в преддверии конфликта с Китаем и Россией. Выбирая себе сюзерена, вы должны участвовать в тех войнах, которые ведёт сюзерен. Но вассальные отношения не подразумевают того, что сюзерен обязан защищать своего вассала. Может защитить, а может и нет», — пишет он в Fаcebook.