Власти задумались о реформе учета природного газа. В скором будущем «голубое топливо» будут измерять не в кубометрах, а в киловатт-часах. Законопроект, вносящий соответствующие изменения в отрасли, проголосован в первом чтении.
Новшество коснется не только граждан, но и объекты ТКЭ, то есть ту «льготную» группу потребителей, которая сегодня защищена инструментами ПСО на рынке газа.
Для чего все это делается? Дело в том, что Украина идет по пути энергетической интеграции с ЕС, поэтому, являясь членом европейского Энергетического сообщества, она обязалась выполнить ряд обязательств, включая переход на энергетические единицы.
Чиновники говорят, что это решит проблему качества газа, так как потребитель будет платить не за объем, а за тепло.
Таким образом тариф будут коррелировать с энергетическими свойствами потребленного «голубого газа», что, по идее, позволит потребителю экономить на коммуналке.
Сегодня, согласно существующим стандартам, калорийность «кухонного» газа должна быть не ниже 7,6 тыс. килокалорий на куб. Однако в реальности потребители не знают, какой газ получают.
Газ могут «разбавлять» с помощью различных смесей, понижая его энергетические способности. Однако платить, невзирая на это, приходится по полной.
По новой же схеме потребители смогут платить меньше за менее качественный газ.
«Везде в Европе считают потребленный газ в энергетических единицах. Это является нормальной практикой. В переходе на энергетические единицы я не вижу никакого недостатка или проблемы. Это позволит понимать, какова энергетическая ценность разных энерготоваров и носителей. В частности, газа, и следует ли им заменять электроэнергию и наоборот», — комментирует директор специальных программ НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.
В Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг заявили, что новшество стоит ждать не раньше осени либо следующего года.
«Давайте смотреть на опыт передовых европейских стран, переход на кВт однозначно правильная вещь, это необходимо сделать, но не спешить, чтобы успеть привести всю нормативную базу, объяснить потребителям, что это такое. И поэтому инициативу мы полностью поддерживаем», — сообщил глава комиссии Валерий Тарасюк.
Новый подход, надо сказать, имеет минусы. Один из них – сложная формула начисления, в которой трудно разобраться простому потребителю.
У поставщика газа появляется возможность «округлений» в свою пользу, так как формулы предусматривают использование различных коэффициентов.
Может быть, на кубе газа — это копейки, а на миллиардах кубов — существенная сумма.
Комментируя законопроект, вводящий киловатт-часы Г. Рябцев сообщил: «Потребителю будет предоставляться ограниченная информация, почему именно столько киловатт-часов является эквивалентом того объема газа, который у него показывает счетчик. Методика пересчета формировалась исключительно представителями поставщиков. Потребитель не был сюда привлечен. Естественно, что в эту формулу и методику были внесены только то, что предложили участники рынка. Сложно сказать, насколько эта методика справедлива. Но на практике потребителям будет просто предложена некая сумма в платежке, в которую он должен поверить. И, согласно моим предположениям, она будет выгодна исключительно поставщикам».
Проблему можно решить, установив новые счетчики, которые будут считать сразу потребление газа в энергетических единицах.
Но за масштабное переоборудование никто браться не будет: уж сильно затратное это дело – около 100 млрд гривен за все про все. Эти расходы на плечах либо газовщиков, либо самих потребителей.
Впрочем, в «Нафтогазе» заявили, что «переход на киловатт-часы не требует замены счетчиков». Но это пока.
«В ЕС и многих других странах действует следующая схема: счетчик считает кубометры, а потом согласно утвержденным местным регулятором правилам это пересчитывается эти кубометры в киловатт-часы», — заявил эксперт по вопросам энергетики Юрий Корольчук.
По его словам, сейчас поменять всем счетчики невозможно и не нужно.
«Но даже если сложится такая необходимость, то потребителям придется менять счетчики за свой счет. Во многих странах потребителям это приходится делать самостоятельно – таковы условия рынка», — отметил он.