Спекуляции на энергетическом рынке устроили небывалые скачки цен. Цена на газ на европейских биржах в начале октября успела побить исторический рекорд и обрушиться вдвое в течение суток. Это создает риски для украинской промышленности и отопительного сезона.
Рынок будет лихорадить
В начале октября цены на газ в Европе обновили свой исторический рекорд. 6 октября цена ближайшего ноябрьского фьючерса на бирже TTF достигла $1924 за тысячу кубов. Еще утром этого дня она составляла $1500.
Стоит учитывать, что это фьючерсные спекулятивные цены на небольшие объемы газа. Преимущественно цены на газ формируются по долгосрочным контрактам и по формульной цене.
«Фьючерсная цена – это некий индикатор тенденции, не более, – говорит экономический эксперт Всеволод Степанюк. – Очень мало кто в Европе покупает товар по фьючерсным ценам. Тот же “Газпром” поставляет в Европу газ по цене от $270 до $320 в зависимости от цены. Цены формируются по долгосрочному контракту по формульной цене. Конечно, есть наверняка аффилированные с Российской Федерацией трейдеры, которые снимают сверхприбыли с этой ситуации. Но физические объемы газа, который продается по $1600 настолько мизерные, что о них не стоит говорить. Например, средняя цена за сентябрь составила $750 по Европейскому Союзу».
Однако для Украины биржевые цены на газ в Европе важны, потому что к ним привязана стоимость газа в стране. Исторические максимумы стоимости газа были зафиксированы и на Украинской энергетической бирже. В августе средневзвешенная цена газа с НДС составляла 15,7 гривен за куб, в сентябре – 18,5, в октябре – 28,7. Такие цены создают риски для энергоемкой украинской промышленности, особенно для химической и части металлургии.
В середине сентября об уходе на простой объявил Одесский припортовый завод. Среди официальных причин назывались высокая цена газа, которая делает продукцию предприятия неконкурентоспособной. ОПЗ – предприятие химической промышленности Украины, которое входит в десятку крупнейших госкомпаний страны. Оно специализируется на производстве аммиака, карбамида, жидкого азота, диоксида углерода и жидкого кислорода.
От высокой цены на газ после химии и металлургии могут пострадать и другие отрасли промышленности, в частности аграрный сектор и производство строительных материалов.
Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак считает, что украинскому правительству необходимо формировать бюджет на следующий год с учетом новых реалий на газовом рынке. Экономист опасается, что субсидии потребуются не только бытовым потребителям для оплаты стоимость жилищно-коммунальных услуг, но и промышленности.
«Если подобные цены на газ, которые сегодня формируются на бирже, продержатся длительный период времени, а не только по фьючерсным контрактам, то украинскому правительству придется вводить что-то похожее на промышленные субсидии, иначе много украинских предприятий, для которых газ – основной источник энергии, просто “лягут”», – говорит Андрей Новак.
«Я думаю, что все будет зависеть от погодных условий и от суровости зимы, – считает эксперт топливного рынка Леонид Косянчук. – Ближайшие 3-4 месяца этот рынок будет “кошмарить”. Вопрос, как на это будут реагировать. Например, Еврокомиссия уже начинает возбуждать расследования по причинам этого роста. С конца июля до конца октября цена на газ повысилась вдвое и даже больше. Во всяком случае, газ в два раза дороже, чем нефть. Это потянуло за собой подорожание энергетических тепловых углей. Это удар по промышленности, по себестоимости. Все это откликнется на рядовом потребителе».
«Может случиться коллапс»
После того, как биржевая цена на газ решительно двигалась к отметке в $2000 за тысячу кубометров, в четверг, 7 октября, произошел обвал. В этот день цена на бирже ICE упала почти на половину и составила $980 за тысячу кубов. Однако к закрытию торгов цены снова пошли вверх. Уже в пятницу, 8 октября, на открытии торгов на бирже ICE цена выросла на 6 % до $1224 за тысячу кубометров.
Некоторые считают, что такой эффект могло произвести заявление пяти стран Евросоюза – Франции, Испании, Греции, Чехии и Румынии. Министры финансов этих государств призвали ЕС разработать инструменты для немедленной реакции на рост цен. Чиновники выступили за проведение расследования в отношении рынка газа, отметив, что страны блока должны скоординировать покупки газа, и призвали к пересмотру структуры энергетических рынков. Их обеспокоенность вызвало то, что взлет цен на газ может привести к дефициту энергоносителей для населения, скачку инфляции и подорвать восстановление экономики после пандемии.
Еще одной причиной обвала цен называли заявление президента РФ Владимира Путина о готовности «Газпрома» увеличить поставки газа.
Однако в этой ситуации более важна реакция Евросоюза. Правительства европейских стран озаботились сложной ситуацией на энергорынке, но не похоже, чтобы украинская власть спешила принимать меры по стабилизации ситуации.
«Как ни странно, Евросоюз, судя по всему, готов отойти даже от концепции развития свободного рынка газа. Ранее Испания предложила создавать стратегические запасы газа и закупать топливо единым блоком, чтобы влиять на цены, – пишет на своей странице в Facebook экономический эксперт Growford Institute Виктор Скаршевский. – В это же время в Украине власть продолжает заниматься политическими разборками. Это неправильная позиция. Страну нельзя оставлять наедине с такой проблемой. Сама по себе она не разрешится, и может случиться коллапс как в прохождении отопительного сезона, так и серьезно пострадать промышленность, особенно та, в которой высокая доля газа в структуре себестоимости, прежде всего, химическая».
Падение цен на газ в Европе – не повод расслабляться в Украине. Европейский комиссар по энергетике Кадри Симсон сделала прогноз, что на протяжении всей зимы эти цены останутся высокими и начнут снижаться только с весны 2022 года. А для Украины даже цена в $700-900 за тысячу кубов является неподъемной.
«Шок от цены на газ почти $2000 сменился радостью от того, что цена на биржах снизилась до $1000. Хотя сама формулировка о “радости” вызывает кривую усмешку, поскольку $1000 – это $1000. А для украинцев, как показывает опыт, оптимальная цена – не более $300. И меньше, конечно. Но проблема в том, что “Нафтогаз” и украинская биржа и дальше привязываются к хабам ЕС. На этом фоне закономерно, что снова возникло предложение покупки российского газа напрямую, а не через европейских посредников», – написал на своей странице в Facebook эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
Урок для правительства
Ценовая политика на газ создает риски для отопительного сезона в Украине. Несмотря на меморандум о ценообразовании на тепло и горячую воду, подписанный Кабмином, «Нафтогазом» и местными властями, вопрос стоимости услуг для населения и их качества остается.
Например, городской совет Киева увеличил размер уставного капитала КП «Киевтеплоэнерго» на 2 миллиарда гривен для закупок газа этой зимой. Средства должны пойти на покрытие кассовых разрывов и убытков, которые образовались на предприятии после перехода на рыночную модель.
«Тарифы на тепловую энергию не учитывают фактические цены на природный газ. Стоимость газа по сравнению с июнем прошлого года выросла на 230 % и значительно превышает стоимость газа, которая учтена в действующем тарифе на тепловую энергию», – говорится в пояснительной записке к проекту решения.
«Меморандум – это не деньги. В бюджете должны быть деньги на компенсации, а денег нет, – говорит Всеволод Степанюк. – Согласно обязательствам перед МВФ, мы должны продавать газ по цене $1600, по спекулятивной спотовой цене, по которой никто в ЕС не покупает. Мы обязались свой газ по 1 гривне за куб продавать за 35 гривен за куб. Каким образом правительство будет делать компенсации местным властям за газ, на сегодняшний день не ясно».
Высокие цены на газ тянут за собой подорожание других энергоресурсов, топлива, продуктов. Аномальная ситуация сейчас складывается именно на рынке топлива: цены стабильно держатся несмотря на падение спроса.
«Только за октябрь пошел рост по бензину $20 на тонне и $25 по дизельному топливу, – рассказывает Леонид Косянчук. – Такого не было никогда. Ровно год назад в этой же ситуации у нас падал спрос на дизель, и падала его цена на $1-5 на тонне с начала месяца. Сегодня обратная картина, невзирая на падение спроса. Если не урегулируется ситуация с газовым коллапсом, даже боюсь что-то прогнозировать. Единственное, что я могу сказать с большой степенью вероятности, это то, что предпосылок для снижения цены на нефтепродукты я просто не вижу».
Такая ситуация может потянуть за собой рост цен на продукты питания. Он уже опережает инфляцию. По сравнению с сентябрем прошлого года продукты выросли на 14,3 % при инфляции 11 %. В СМИ уже писали, что в случае подорожания газа украинские фермеры, выращивающие в теплицах овощи, фрукты и зелень, могут поднять цены или сократить производство.
Ценовые скачки на европейском рынке должны стать уроком для украинского правительства. Привязка стоимости внутреннего газа к европейским котировкам, отсутствие долгосрочных контрактов на поставку газа, «виртуальный реверс» и недооцененные риски по транзиту газа через территорию Украины делают энергетическую ситуацию в стране все более сложной.