ГКЧП: 21 год спустя

18-21 августа 1991 года, вошли в историю, как время «августовского путча» в СССР или «период ГКЧП» (Государственный комитет по чрезвычайному положению – по названию сформированного частью политической и военной элиты СССР органа, возглавившего государственный переворот).

Руководство переворотом взяли на себя руководители Советского Союза вице-президент СССР Янаев Г.И. (председатель ГКЧП), председатель КГБ СССР Крючков В.А., премьер-министр СССР Павлов В.С., министр внутренних дел СССР Пуго Б.К. министр обороны СССР Язов Д.Т., первый заместитель председателя Совета обороны СССР Бакланов О.Д., председатель Крестьянского союза СССР Стародубцев В.А., президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР Тизяков А.И.
Основная цель «путчистов»: предотвратить процесс распада СССР. Для этого предполагалось сместить М. С. Горбачёва с поста Президента СССР и сорвать намеченное на 20 августа 1991 года подписание «Договора о Союзе Суверенных Государств». После провала переворота действия ГКЧП были квалифицированы Президентом и Верховным Советом СССР как государственный переворот, а все члены ГКЧП были арестованы, за исключением министра внутренних дел СССР Пуго, который покончил с собой. Спустя три года, в 1994, все арестованные участники ГКЧП были амнистированы ещё до суда уже руководством Российской Федерации, ставшей правопреемницей СССР.
Как показал провал путча, советская элита в 1991 году уже не была способна в принципе ни на какие действия по управлению государством, она не была адекватна ни внешним, ни внутренним вызовам. И эта элита стала основой госаппарата практически во всех странах, появившихся после распада СССР. Именно поэтому новообразованные государства до сих пор не вышли на уровень жизни бывших советских республик времен Союза.
До сих пор никакой политической оценки «августовскому путчу» не было дано на государственном уровне ни в одной стране – бывшей республике СССР. Влияние ГКЧП и, по сути, его инициирующей роли в обретении независимости, как минимум для 11 из 15 бывших советских республик, предпочитают вообще не вспоминать политики и чиновники. Для СМИ же эта тема настолько «устарела», что на фоне текущих политических событий не поднимается по причине удаленности во времени.
Тем не менее, пока попытке государственного переворота, положившему конец СССР, не будет дана политическая оценка, история новообразованных государств остается повисшей в воздухе. Казалось бы, что это не так уж и важно… Однако даже неудачный переворот, следствием которого стал распад СССР, может стать примером для тех сил, которые попытаются, воспользовавшись имеющимся опытом, повторить действия путчистов, — но теперь уже для развала России, Украины и других стран-участниц Союза.
К сожалению, история учит лишь тому, что ее уроки, оставаясь невостребованными, приводят к повторению одних и тех же трагических последствий.

Читайте также по теме