Правительство прямо заявляет, что заинтересовано в инфляции. Нацбанк из-за нее повысил учетную ставку, эксперты прогнозируют снижение уровня жизни граждан. Тем временем МВФ не дает денег по кредитному соглашению, которое заключало правительство Шмыгаля.
«Крепкая гривна не выгодна»
Правление Национального банка (НБУ) приняло решение повысить учетную ставку с 6 до 6,5%.
«В январе рост потребительских цен достиг 6,1% в годовом измерении. По предварительным оценкам, инфляция продолжила ускорение и в феврале», – отмечается в релизе НБУ. Примечательно, что решение регулятора совпало с годовщиной пребывания на посту премьер-министра Дениса Шмыгаля.
Имеется объяснение и прогноз. В Нацбанке констатируют, что в первые месяцы 2021 на инфляцию влияли цены на продукты питания и топливо, «продолжают отображаться эффекты от прошлогоднего ослабление гривны, инфляционные ожидания остаются повышенными». Нацбанк ожидает, что инфляция достигнет пиковых значение в середине года. В НБУ полагают, что индекс потребительских цен вернется в целевой диапазон регулятора (5%±1) не раньше первого полугодия 2022 года.
Отметим, учетная ставка — это процент, под который Национальны банк выдает кредиты. Нынешнее ужесточение политики НБУ стало первым с сентября 2018 года, когда ставку повысили с 17,5 до 18%. С тех пор ставка только понижалась.
Теперь же правительство прямо заявляет, что заинтересовано в инфляции. В начале февраля премьер-министр Денис Шмыгаль подчеркнул: «Мы заинтересованы в том, чтобы инфляция, если говорить на экономическом языке, разогревала экономику и давала еще большие возможности для роста, возможно, не на 4,6%, а выше».
Дело в том, что 4.6 % — это прогноз роста ВВП в этом году, а премьер считает, что инфляция в 2021 году позволит разогреть экономику, до более высоких показателей.
Экономист Александр Гончаров на это отмечал: «Бюджету крепкая гривна не выгодна. Если и далее гривна будет укрепляться, то госбюджет-2021 так затрещит, что никому мало не покажется. С одной стороны, надо поддерживать реальный сектор украинской экономики относительно дешевыми деньгами, а с другой – как это делать в условиях огромного давления на гривну?»
Гончаров констатирует, что по оценкам экспертов из-за денежного голода и резкого падения спроса разорение до трети украинских компаний и предприятий обернется в текущем 2021 году значительным ущербом для реального сектора экономики. «Но украинским финансовым властям безразличны эти проблемы малого и среднего бизнеса», — написал он в Facebook.
Отметим, что в Госбюджете-2021 заложен уровень инфляции на уровне 7,3% (к декабрю 2021). А по данным Госстата рост потребительских цен по итогам первого же месяца — января 2021 года уже ускорился в годовом измерении до 6,1%.
Экономист Александр Гончаров прогнозирует снижение уровня жизни рядовых граждан, рост безработицы, недофинансирование образования, здравоохранения и других социальных отраслей.
Он считает, что к инфляции и росту импорта ведет стимулирование потребления населения. Дескать, в последние годы прирост внутреннего спроса шел за счет потребления. «Из 100 грн прироста 53-57% покрывались инфляцией, 22-25% — импортом, и лишь 1 грн из пятидесяти стимулировала внутреннее производство. Если сейчас мы будем стимулировать потребление, то на 50-60% будем подталкивать вверх инфляцию, остальное – импорт, и только на 20% — внутреннее производство»,- писал он.
Теперь заместитель главы НБУ Юрий Гелетий пояснил, что инфляцию поддерживает устойчивый внутренний потребительский спрос. А кроме цен на продукты и топливо, «также усилилось инфляционное давление со стороны торговых партнеров Украины». А основным предположением, которое правления Нацбанка Украины принимает во внимание, остается продолжение сотрудничества с МВФ. Гелетий отметил: «Сотрудничество с МВФ и другими международными партнерами важно для финансирования бюджетных потребностей…»
«Мы с МВФ оптимистически смотрим в будущее»
По словам Юрия Гелетия, «Национальный банк Украины ожидает дальнейшего прогресса в переговорах с МВФ». Дескать, кредитование предоставит экономике дополнительно стимулы для роста.
«Благодаря этому Украина также сможет поддерживать международные резервы на уровне около $30 млрд», — отмечает замглавы НБУ.
Накануне Денис Шмыгаль сообщил, что для дальнейшего сотрудничества с Международным валютным фондом Украина должна согласовать еще пять ключевых пунктов. Первый — снять в конце марта верхнюю границу цены на газ в 6,99 грн за куб.м.
Второй пункт — согласовать макропоказатели на 2022-2023 годы.
«И три ключевых вопроса — судебная реформа (закон о Высшем совете правосудия), закон об усилении уголовной ответственности за незаполнение декларации или заполнение ее не должным образом, а также закон о НАБУ — о назначении главы и его легитимизации в соответствии с Конституцией», — добавил глава правительства.
Он подчеркнул, что последние три вопроса относятся компетенций Верховной Рады. А о возобновлении кредитования со стороны МВФ можно будет говорить по истечении срока ограничения цены газа для населения. Его, напомним, правительство ввело после массовых акций протеста в январе.
«Мы с МВФ оптимистически смотрим в будущее. У нас есть время, по крайней мере, до марта, пока не закончится период ограниченной цены газа для населения. У нас есть время до июня», — сказал он, пояснив, что в этом месяце возможно подписание нового соглашения.
МВФ одобрил программу кредитования для Украины МВФ в июне 2020. Было обещано 5 миллиардов долларов в течение двух лет. Тогда Украина получила один транш, который составил 2,1 миллиарда долларов. Причем, предоставление транша произошло впервые с декабря 2018 года. Два транша по 700 млн долларов планировались осенью и зимой 2020 г. Еще полтора миллиарда обещали предоставить в 2021 году. Но денег больше не присылали.
Стоит отметить, что все составы украинского правительства ориентируются на меморандумы о сотрудничестве с МВФ, а соглашение 2020 года заключало правительство под руководством Дениса Шмыгаля.
Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль 4 марта отметил год в должности.
«Я никогда не интересовался рейтингами и тем, кому нравлюсь, а кому – нет. Всех премьеров всегда хотят уволить. Это, наверное, неотъемлемый атрибут высоких государственных должностей. Назначение нашего Кабмина – скорее антикризисный шаг, чем политический компромисс», – заявляет премьер-министр.
Как демонстрируют новые данные опроса соцгруппы «Рейтинг» Денису Шмыгалю доверяют 15% опрошенных, не доверяют — 50% (почти 30% не слышали о нем).
Информированный политолог Владимир Фесенко пишет в Facebook, что ключевые политические решения принимаются в Офисе Президента (сейчас еще частично и в СНБО). «Особенность нынешнего Кабмина – это правительство без лидера. Премьер-министр Денис Шмыгаль не просто невыразительный и не запоминающийся. Он не столько глава правительства, сколько его административный координатор», — считает он.
Андрей Кислов