Гривна установила очередной антирекорд. По экспертному мнению, механизм гиперинфляции запущен намеренно, чтобы скупить госактивы. Выигрывают валютные спекулянты. А жертвами станут пенсионеры, бюджетники. Ведь падение национальной валюты отразится на всех отраслях экономики. Подорожают социальные продукты.
Зачем дан старт гиперинфляции
В понедельник, 23 февраля, на межбанковских торгах появились заявки, где доллар предлагают по 33 гривны.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко отмечает, что за последние месяцы национальная валюта подорожала в четыре раза.
«К Новому 2015 году страна пришла со 100% девальвацией гривны, которая за год подорожала с восьми до шестнадцати гривен. А путь к нынешней отметке национальная валюта проделала за неполных два месяца. Мы вошли в ту фазу, которая была в девяностые, когда девальвация вышла из под контроля и в 1993-94 гг. достигла 14 тысяч процентов. Пройден психологический порог, за которым люди перестают реагировать на падение гривны. Ситуация вышла из-под контроля», — сказал он в комментарии Голос UA.
А руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев, считает, что обвал гривны неслучаен.
«Гиперинфляция начала девяностых помогла скупке государственных активов. Сейчас этот процесс запущен целенаправленно, чтобы узкий круг заинтересованных лиц мог завладеть оставшимися активами. Это не «обстоятельство непреодолимой силы», ведь банки, к которым имеют отношение Президент Порошенко, экс-генпрокурор Ярема и глава НБУ Гонтарева, прекрасно себя чувствуют», — сказал эксперт в комментарии Голос UA.
Отметим, что по данным СМИ, "Международный инвестиционный банк", который принадлежит Президенту Петру Порошенко, только за три квартала 2014 нарастил активы в полтора раза, при этом, большая часть его активов номинирована в валюте.
"Авант-Банк", который связывают с бывшим генеральным прокурором Виталием Яремой, в 2014 году также стал лидером по темпам прироста валютных депозитов — 50%,
На 18% выросли активы "Банка Авангард", который принадлежит группе ICU, бывшим акционером которой была глава НБУ Валерия Гонтарева .
Социальный голодомор
«Жертвами гиперинфляции станут пенсионеры, студенты, работники социальной сферы и вообще все граждане, имеющие гривневые доходы», — отмечает Золотарев.
А Александр Охрименко уверен, что резкое падение гривны отразится на стоимости продуктов «социальной группы».
«Список социально-значимых продуктов небольшой, и от инфляции не спасает. Ведь государство регулирует цены лишь на пару сортов хлеба. Остальные цены — «контролируемые». То есть производитель обязан сообщать о повышении себестоимости продукции, чтобы поднять цену.
Например, производитель молока, обязан проинформировать местные органы власти о цене на топливо, транспортные затраты, корма. А власти лишь утверждают новую цену», — подчеркнул А. Охрименко.
Напомним, что к «социально-значимым продуктам» относятся несколько сортов хлеба «простой рецептуры», молоко, сахар, овощи, яйца, масло и т.д.
Безработица, недвижимость и…будущий урожай
Охрименко прогнозирует кризис во всех отраслях экономики.
«Девальвация в Украине отражается на всех отраслях. Топливо подорожает, а бензин-это все. Даже если вы занимаетесь выращиванием картошки, ее нужно перевозить. Гиперинфляция ударит по машиностроению, из-за стоимости импортных комплектующих. Но в первую очередь пострадают химия и металлургия. Кризис в химической отрасли отразится на легкой промышленности, на пищевой отрасли. А стоимость металла заложена в строительство», — сказал он.
Эксперт прогнозирует рост цен на недвижимость: «застройщики могут сэкономить на рабочих и отечественном песке, но строителям нужен металл и цемент, которые зависят от доллара. Без изменения цены, они дом не достроят».
Также он отмечает рост безработицы. «Когда у предприятия не хватает оборотных средств, ему нужно сокращать сотрудников, или останавливать производство. Это уже происходит. Многие небольшие производства уходят в теневой сектор», — отметил Охрименко.
Председатель Аграрного Союза Украины Запорожской области Анатолий Тиховод рассказал Голос UA, что урожай будущего года уже оказался под угрозой из-за нехватки удобрений. По его словам, минеральные удобрения для зерновых культур поднялись в цене в два-три раза.
«Нам просто не за что их покупать. Стоимость одной тонны аммиачной селитры выросла в три раза. На сегодняшний день аграриям не хватает 440 тыс. тонн этого удобрения. Было предложение от химических предприятий заменить ее 220-230 тонами карбамида. В октябре это удобрение стоило 5 тыс. грн. за тонну, сейчас 10 — тыс. грн», — рассказал Тиховод.
Он отметил и подорожание топлива. «Еще при цене 12-15 гривен за доллар акцизный сбор составлял 3 грн. Сегодня бензин — около 20 грн, а акцизный сбор — около 3,50 гривен. Но давайте посчитаем: если 32 млн га всей посевной площади Украины умножить на 50 литров бензина, которые используются на каждый гектар, и на 3,50 гривен акцизного сбора, мы получим цифру около 5 млрд грн. Но даже этих денег не хватит на развитие инфраструктуры», — подчеркнул аграрий.
К чему заявления?
В понедельник, 23 февраля глава НБУ Валерия Гонтарева заявила, что Нацбанк примет «быстрые и решительные меры» по стабилизации гривны. «У нас очень креативный народ, поэтому мы должны это держать в тайне. Меры должны быть быстрые и решительные. Дестабилизация нам не нужна, она разрушает как экономику, так и банковскую систему в целом», — сказал Гонтарева.
Александр Охрименко отмечает, что к резкому падению курса привели действия самого Нацбанка.
«Никакие заявления первых лиц государства уже не влияют на валютный курс. Для стабилизации нужно остановить передел собственности, прекратить войны олигархов и бесконечные разговоры о военном положении. Тогда бизнес вернет деньги из офшоров из теневого сектора. Но вместо этого Нацбанк стал вводить временные администрации в банки и скупать валюту», — подчеркнул эксперт в комментарии Голос UA.