В день принятия госбюджета в Киев прибыла миссия МВФ, а правительству крайне нужны деньги, считают эксперты. Они подозревают, что социальная часть госбюджета в полной мере выполнена не будет, дескать главное в нем — содержание силового блока и выплата долгов.
Отдать 15,4 млрд. долл., а занять- 13,3 млрд.
Верховная Рада 14 ноября приняла во втором чтении и в целом государственный бюджет Украины на 2020 год. В тот же день в Киев прибыла миссия Международного валютного фонда. Миссия во главе с руководителем МВФ Роном ван Роденом принялась обсуждать дальнейшее сотрудничество с Украиной. Иными словами – обсуждать выполнение условий, при которых МВФ может дать денег взаймы.
Речь идет о новой кредитной программе в рамках которой украинская сторона надеется на первый транш примерно в 2 млрд. долл. еще до конца года. А вся программа по прогнозам НБУ — от 5 млрд долл. до 10 млрд на срок 3-4 года. От этого кредита зависят и другие внешние заимствования, многие из них предоставляются, если страна уже сотрудничает с МВФ.
Отметим, что план финансирования государственного бюджета в 2020 году, заложенный правительством, предполагает внешние заимствования в объеме 4,9 млрд. долл. и внутренние в объеме 231,1 млрд грн., или 8,4 млрд. долл. Объем выплат по госдолгу в следующем году оценивается в 282,1 млрд грн (10,3 млрд. долл.) – погашение основной суммы и 141,5 млрд грн. (5,1 млрд. долл) — выплата процентов.
То есть, отдать долгов предстоит 15,4 млрд. долл. А планы новых заимствований предусматривают 13,3 млрд. Блогер Вячеслав Чечило отмечает: «Деньги нужны. Много».
Получить от МВФ всю сумму сполна не удавалось еще ни разу. Например, в октябре 2018 года МВФ и власти Украины договорились о программе сотрудничества на сумму 3,9 млрд. долл. В МВФ заявили, что пересмотр программы будет проводиться каждые полгода. Однако Украина получила лишь один транш в размере 1,4 млрд. в декабре прошлого года. После этого денег больше не давали.
Сентябрьская миссия МВФ отбыла из Киева, не предоставив staff agreement — рекомендации к новой программе, ради которых приезжали. После этого в официальном заявлении Кабмина от 26 сентября появилось утверждение, что, хотя и ведутся переговоры о новой программе, Украина, дескать, может рассчитывать на продолжение прошлогоднего кредита.
Но отчет миссии МВФ гласил, что развитие Украины тормозит повсеместная коррупция. Позже представитель фонда Джерри Райс заявил, что повышение уровня жизни народа Украины возможно только в случае более быстрого и более устойчивого экономического роста. Дескать, Украине необходимо уменьшить роль олигархов и государства в экономике.
Политолог Руслан Бортник считает, что на самом деле в МВФ ждут сокращения государственных издержек на социальный сектор. «При этом Фонд ждет сохранения контроля со стороны внешних игроков, а требования, которые выдвигаются публично, просто завуалированное стремление сохранить этот контроль», — говорит он.
После сентябрьских переговоров украинский Кабмин пришел к выводу, что на повестке дня МВФ – программа действий правительства. Программу обнародовали 29 сентября. В ней на ближайшие 5 лет задекларированы планы сократить 70% государственных вузов, изменить трудовое законодательство, облегчив процесс увольнения работников, разрешить продажу земли и т. п.
В первом чтении запуск земельного рынка одобрили 13 ноября, накануне визита миссии МВФ. Вячеслав Чечило отмечает, что рынок заработает с октября 2020, и в этом году дохода не принесет «Физически не успеют много продать, да и тоже не факт, что там много в бюджет попадет», — рассудил он.
Приватизация, по его мнению, так же много не принесет. Ведь в будущем году Государственный бюджет за счет большой и малой приватизации планируют профинансировать на 12 млрд. грн. (6 млрд. грн. от большой и 6 млрд. от малой) а за счет заимствований — на 365,1 млрд грн.
В 2019 году закладывали 21.3 млрд.грн. но большая приватизация не проводилась. В 2018 планировали получить 18 млрд, и оказалось, что планы были выполнены только на 1,6%.
«Изменения «кассовой росписи» будут постоянно»
В принятом Радой госбюджете, по сравнению с редакцией законопроекта, поданного к первому чтению, доходы бюджета на 2020 год увеличены на 14,18 млрд грн. расходы на 10,1 млрд.
Любопытно, что это сделано на фоне того, что бюджет нынешнего года недовыполняется. Ранее Кабмин констатировал на 2019 год на 20,4 млрд грн из-за укрепления гривны. «Доходы от таможенных платежей в этом году не будут выполнены из-за более крепкого курса гривны к доллару США и евро», — говорится в сообщении.
Проект госбюджета корректировали еще к первому чтению. Проект, поданный в Раду 15 сентября, подразумевал курс 28,2 грн. за доллар. К 18 октября курс откорректировали до 27 гривен за доллар. Премьер-министр заявлял, что имеется два прогноза- «консервативный»27 грн. за доллар и «оптимистический» — 24,8 грн. за доллар.
Премьер назвал прогноз «оптимистическим», хотя, когда гривна укрепляется, госбюджет теряет доходы: многие акцизы зависят от курса. Кроме того, компании, которые зарабатывают валюту, теряют обороты при переводе доходов в гривну, а значит платят меньше налогов.
Кабмин так же утвердил и макропрогноз с двумя сценариями роста ВВП. По «консервативному» предполагается рост валового внутреннего продукта (ВВП) в 2020 году на уровне 3,7%, при «оптимистическом» развитии событий- 4,8%.
Эксперты подозревают, что денег на все планы правительства не хватит при любом сценарии. Экономист Всеволод Степанюк, считает, что в проекте бюджета не заложены источники повышения пенсий и соцвыплат. «Налогов, которые придут с повышенных зарплат, которые заложены в проект госбюджета-2020, не будет достаточно чтобы адекватно проиндексировать пенсии, как написано в законе», — предполагает он.
Экономист Александр Охрименко так же считает, что на реализацию бюджета не хватит средств. «Официально госбюджет пересматривать уже никто не будет, а вот вливать в него средства – это да. Изменения так называемой «кассовой росписи» – это будет постоянно», — прогнозировал экономист в СМИ.
Следует отметить, что госбюджетом предусмотрено повышение минимальной зарплаты на 500 грн — до 4723 грн. (на 13,2% больше, чем в 2019). Минимальная пенсия вырастет на 131 гривну (на 8%) — с 1638 грн. до 1769 грн. А прожиточный минимум — на 162 гривны (на 8%), с 2 тыс. 027 до 2 тыс. 189 гривен.
Экономист Виктор Скаршевский отмечает, что компенсация дефицита Пенсионного фонда из госбюджета в 2019 году составила 182 млрд, а на 2020 запланировано 173 млрд. Это ставит под сомнение автоматическую индексацию пенсий, которая проводится ежегодно из расчета 50% от инфляции и 50% от роста номинальной зарплаты по стране.
«В бюджет-2020 не заложен рост экономики»
Согласно принятому бюджету, увеличены расходы на здравоохранение на 13 % (до 113,3 млрд грн), на образование –на 12,7% (до 145,1 млрд грн), на социальную сферу обещано на 40% больше (до 294 млрд. грн.), на культуру сулят больше на 18% (6,4 млрд грн.)
Однако практика показывает, что такого рода расходы урезаются, если сокращаются бюджетные доходы. Так, еще в августе поступали сообщения о том, что за семь месяцев 2019 года расходы на поддержку экономики недофинансированы на треть, на культуру и спорт — на 26%, на медицину — на 20,2%, на образование — на 14%.
В 2020 году бюджет сферы обороны и безопасности станет самым большим в истории Украины. На эти сферы планируется направить 245,8 млрд грн, что на 16% больше чем в 2019 году.
Зато ряд расходов бюджета заведомо сокращается. Так на субсидии закладывается всего 47 млрд грн (в 2019 было 55 млрд). Правила получения субсидий ужесточают, их не дадут владельцам новых автомобилей до 5 лет, тем, кто совершил дорогие покупки и т.п. По словам эксперта Алексея Куща, без субсидий может остаться до 600 тысяч семей.
Кроме того, на 2 млрд гривен уменьшается Фонд регионального развития. Еще к первому чтению ему собирались выделить 9,5 млрд. грн, но ко второму чтению оставили только 7,5 млрд. Деньги перенаправили на социально-экономическое развитие регионов. В увеличении этой статьи традиционно заинтересованы депутаты-мажоритарщики.
В Ассоциации городов Украины подсчитали, что в целом прямые потери местных бюджетов от уменьшения господдержки составят 13,1 млрд, на медицину и образование — 78,6 млрд, другие потери — 55,6 млрд. Всего — 147,3 млрд. Это объясняется тем, что в местные бюджеты перестанет поступать акциз на топливо, недостаточно заложено на медицинскую и образовательную субвенции. Из анонсированного повышения финансирования этих сфер — 27,5 млрд гривен приходится на местные бюджеты.
А, например, потребность по программе гарантий медобслуживания составляет 110 млрд, тогда как по медицинской субвенции планируется выделить всего 72,1 млрд. То есть, 39 млрд. должны прийти из местных бюджетов. Но этого может и не произойти.
Эксперт Всеволод Степанюк приходит к выводу, что бюджет на 2020 год хуже, чем бюджет -2019. «Затраты на учителей и медицину лишь проиндексированы на уровень инфляции. Никакого улучшения материального положения и реального роста зарплат не будет», — говорит он.
Эксперт Денис Гаевский также отмечает: «Если посмотреть на ключевые статьи бюджета-2020, то это – погашение долгов, их обслуживание, также содержание армии и силового блока. А все, что остается на поддержку отраслей, это минимальные суммы, которые финансируются по остаточному принципу. В бюджет-2020 не заложен рост экономики».
Тем не менее в МВФ заявляют, что Украина за последние годы очень успешно стабилизировала макроэкономику, а также проводит хорошую фискальную политику. Директор управления МВФ по вопросам Европы Пол Томсен заявил, что надеется на достижение быстрого результата в переговорах с украинским руководством.