«Жить по-новому» – это предвыборный слоган кандидата на пост президента миллиардера Петра Порошенко. Лозунг намекает на то, что сам Порошенко несет в Украину какую-то новую жизнь. Хорошая она или плохая — не расшифровывается, но это и не нужно – новое все равно же лучше старого. Попытаемся проникнуть в тайну прекрасного нового мира, который несет нам Порошенко.
Нов ли товар?
Петр Порошенко позиционируется как нечто новое в украинской политике – недаром же он предлагает новую жизнь. Однако даже поверхностное знакомство с его политической биографией как бы намекает, что он вовсе не столь уж радикально молод.
В политику он пришел в 1998 году, когда стал депутатом от 12-го избирательного округа в Винницкой области. Кстати, выдвигался он тогда от Социал-демократической партии Украины (объединенной), которая тогда действительно была новым проектом.
Сравнивая Порошенко с другими украинскими политиками, приходишь к парадоксальному выводу – никакой он не новый! Юлия Тимошенко в политике появилась годом раньше, выиграв довыборы в Кировоградской области. Сейчас Тимошенко не в тренде, говорят даже об усталости от нее. О Викторе Януковиче заговорили годом позже, когда он, виртуозно оперируя админресурсом, добился победы Леонида Кучмы над Петром Симоненко в Донецкой области. Сейчас Янукович, как известно, «у друга в Ростове».
Кроме того, некоторые черты политической биографии заставляют полагать, что товар не просто не новый, а лежалый.
Всего через два года после начала политической карьеры (не такого уж плохого – он даже вошел в политбюро СДПУ(о)), Порошенко от Медведчука ушел и стал создавать свой собственный политический проект – левоцентристскую партию «Солидарность». Правда, сказать, что он ушел в «самостоятельное плавание» нельзя – его новая партия была элементом комбинации каких-то умников из АП, которые хотели создать «двухпартийную систему» из управляемых лево- и правоцентристских партий. Целью комбинации было вытеснить из украинской политики Компартию.
Самостоятельный левоцентристский проект у Порошенко не пошел – похоже, в АП разочаровались в жизнеспособности своего детища. Впрочем, от создания новой партии власти там не отказались.
В июле 2000-го лидеры пяти политических структур – Партии регионального возрождения Украины, Партии солидарности Украины (бывшая «Солидарность»), Партии Труда, Всеукраинской партии пенсионеров и Партии «За красивую Украину» решили объединиться. В октябре этого же года новое политическое объединение получило название Партия регионального возрождения «Трудовая солидарность Украины». Возглавил ее триумвират сопредседателей – Владимир Рыбак, Валентин Ландик и… Петр Порошенко! В президиум партии вошли Николай Азаров, Ефим Звягильский, Леонид Черновецкий. Окружение Порошенко говорит само за себя: все как один – новые лица украинской политики…
В декабре 2001 года партия «Солидарность» вошла в избирательный блок Виктора Ющенко «Наша Украина», а Петр Алексеевич стал руководителем избирательного штаба блока.
Дружба и сотрудничество Порошенко и Ющенко продолжались еще несколько лет. Они даже успели стать кумовьями. В 2004 году принадлежащий Порошенко 5-й канал сыграл решающую роль в пропагандистском обслуживании «оранжевой революции».
Разумеется, такие услуги не могли остаться невознагражденными, но вмешались обстоятельства – премьерский пост, которого жаждал Порошенко, по предвыборному соглашению доставался Тимошенко. В феврале 2005 года он был назначен секретарем СНБОУ. Замена, мягко говоря, неравноценная – как ехидно отметил кто-то из журналистов, кандидата на пост директора завода поставили заведующим библиотекой.
Между Порошенко и Тимошенко немедленно началась подковерная война, которая закончилась грандиозным скандалом – в сентябре 2005 года Тимошенко и Александр Зинченко обвинили окружение президента, в первую очередь – «любого друга Петра» в коррупции. Ющенко, сгоряча, отправил в отставку всех без разбору, на всякий случай публично указав прокуратуре, чтобы она не вздумала найти доказательства коррупции. Та, разумеется, не нашла.
В феврале 2007 года Порошенко возглавлял совет Национального банка Украины. Его трехлетний срок полномочий на этом посту истек в 2010 году, но реально Порошенко занимал пост до апреля 2012 года – по каким-то причинам совет НБУ не могу собраться для избрания нового главы.
В октябре 2009 года Порошенко стал министром иностранных дел и занимал этот пост до марта 2010 года, когда правительство Тимошенко было распущено. Порошенко поддерживал, разумеется, вступление Украины в НАТО и ЕС.
В марте 2012 года уже Виктор Янукович назначил Порошенко министром экономического развития и торговли. С этого поста он ушел только в 2012 году, после избрания народным депутатом.
Вывод очевиден – Порошенко не только никакое не новое лицо в украинской политике, а типичный политический колобок, приспособленец. За свою политическую биографию он побывал как минимум в четырех партиях разной ориентации, служил и Кучме, и Ющенко, и Януковичу.
Дорогой ли товар?
Порошенко, прежде всего, бизнесмен. Его корпорация «Укрпроминвест» включает в себя кондитерские фабрики торговой марки «Рошен», машиностроительные предприятия (судостроительные заводы «Ленинская кузница» в Киеве и Севастопольский морской завод), аграрный холдинг в Винницкой области и многое другое.
Рост богатства Порошенко тесно связан с его же политической карьерой, хотя сам он, разумеется, утверждает, что политика мешает его обогащению.
Впервые Порошенко попал в список богатейших людей Украины в 2005 году. Тогда его капитал оценивался в $ 350 миллионов. Уже год спустя размеры его состояния возросли до полумиллирада. Справедливости ради надо сказать, что этот рост вовсе не обязательно связан с так и не обнаруженными многочисленными комиссиями нарушениями, в которых обвинялся Порошенко в бытность секретарем СНБОУ. Просто Украина стала более открыта для Запада и капиталы украинских олигархов стали рассчитывать по другим методикам, в результате чего выросли состояния всех крупных бизнесменов.
В 2008 году капитал Порошенко оценивался уже более чем в миллиард долларов. В 2014 году его капиталы достигли $ 1,3 миллиарда.
Казалось бы, в то время, когда Порошенко дважды был министром, рост должен был быть существенно большим, но тут вмешались факторы, от Порошенко независящие.
Сначала случился экономический кризис, в результате чего автомобильная корпорация «Богдан» оказалась убыточной. Рассчитав, что соглашение с ЕС окончательно убьет украинский автопром, Порошенко в 2012 году заставил своего партнера Олега Свинарчука выкупить этот бизнес.
В 2012-13 годах у Порошенко возникли трения с «Семьей». Судя по всему, то ли Александр Янукович («Стоматолог»), то ли Сергей Курченко попытались «отжать» у него фабрику имени Карла Маркса. Порошенко начал интенсивно выводить производство из Украины (правда, он и раньше утверждал, что основную прибыль ему приносят предприятия в Венгрии и в России) и занялся оппозиционной деятельностью.
Кстати, полупустую фабрику в Киеве Порошенко пообещал продать, став президентом. Однако верится в это с трудом – отремонтировать стадион «Динамо» и восстановить брусчатку на Европейской площади он тоже обещал. В результате, ремонтировать ему помешали баррикады, которые нельзя сносить до 40 дней по «Небесной сотне». Почему те же самые баррикады не помешали восстановлению стадиона силами ФК «Динамо-Киев» Порошенко не объяснил…
Что значит «жить по-новому»?
Президентская программа Порошенко состоит из четырех разделов. Что же он подразумевает под «жить по-новому»?
Во-первых, «жить свободно». Тут он рассказывает про сохранение парламентско-президентской системы, обещает децентрализацию, сохранению нынешнего статуса языков (не упоминая о языковом законе) и защиту крымских украинцев и татар.
Во-вторых, «жить безбедно». При этом он ссылается на опыт реформ в восточноевропейских странах (наверное, чехи голосуют за коммунистов именно потому, что там были очень успешные реформы…), но забывает упомянуть об олигархах, которые, собственно, и не дают украинцам жить безбедно. Впрочем, странно было бы услышать это от олигарха с миллиардным состоянием…
В-третьих, «жить честно» и бороться с коррупцией. Что мешало самому Порошенко раньше жить честно и почему он, например, метался между партиями в поисках политической (только ли политической?) выгоды – вопрос совершенно излишний, как вы понимаете.
В-четвертых, «жить безопасно». Безопасность имеется в виду сугубо внешняя. О том, что внешняя угроза была следствием разбоя вооруженных банд «Евромайдана» Порошенко, конечно же, не упоминает.
Вот, собственно, и вся «новая жизнь» от Петра Порошенко. Что в ней нового я, по правде говоря, не знаю. Зато хорошо видно, что в ней старого – четко зафиксировано, что в стране сохраняется прежний олигархический строй. Ну а пока править страной будут олигархи, не следует ожидать ни свободы, ни достатка, ни эффективной борьбы с коррупцией, ни безопасности. Олигархам это все или не нужно вовсе, или же они понимают все эти ценности с точностью до наоборот.
Единственно, о чем можно говорить с уверенностью, так это о том, что при олигархическом режиме Порошенко, в отличие от олигархического режима Януковича, никаких золотых унитазов не будет – о жадности Порошенко ходят легенды…