В обществе насаждается идеология запугивания, которая уже привела к избиению подростков людьми с националистической символикой – отмечают эксперты. Они уверены, что в сочетании с военными действиями, тяжелой политической и экономической ситуацией, такая атмосфера множит насилие. Так случилось в Харькове.
«Был в депрессии»: пистолеты, винтовка, патроны
В ночь на 20 августа в городском совете Харькова произошла стрельба, в результате которой погиб патрульный Дмитрий Кириенко. У него остались жена и маленькая дочь. Полицейские застрелили нападавшего. Им оказался некто Александр Поярков. У него обнаружили два пистолета, и около 30 патронов.
Обычно этот человек работал слесарем-рихтовщиком по ремонту автомобилей. Но еще с 31 мая мужчина уволился с работы из-за невыплаты зарплаты. «Из-за этого стал выпивать, был в депрессии», — сообщил начальник ГУ Нацполиции в Харьковской области Олег Бех.
Пистолеты, из которых стрелял безработный, были переделанными из сигнального и пневматического оружия. После того, как Поярков стрелял в горсовете, он принялся палить по стоявшему у светофора автомобилю Skoda, в котором находились двое взрослых и ребенок. Когда все закончилось, следственно-оперативная группа нашла 26 гильз.
А затем выяснилось, что перед тем как устроить стрельбу у горсовета, безработный Поярков убил свою жену. Сообщается, что женщине было 42 года, на ее теле насчитали не менее пяти огнестрельных ранений.
Профессор криминалистики Виктор Бояров полагает, что нападение на горсовет было суицидальной попыткой. «Что касается того, что он убил свою жену, то состояние аффекта недолго длится. Застрелил и пришел в себя. Тут же надо прийти в себя, и прийти под Харьковский горсовет и там кого-то убить. Возможно у стрелка имелся образ врага помимо жены: власть имущие, олигархи, те, с чем мы связываем свои проблемы. Некоторые думают, что если радикально поступить, то есть вырезать эту раковую опухоль, то что-то изменится», — сказал он.
В доме, где жила семья, нашли запас оружия. Сообщается, что у Пояркова было припасено еще четыре пистолета, винтовка, 230 патронов, банка с металлической стружкой, порох.
Президент Украинской ассоциации профессионалов безопасности Сергей Шабовта отметил: «Подготовленный арсенал говорит о том, что это — не поступок в припадке алкогольной или наркотической ярости, а тщательно, заранее подготовленное преступление».
Эксперты сходятся во мнении, что насилие стало следствием тяжелой экономической и политической ситуации в стране.
Психолог Максим Жидко заявил в СМИ: «Нужно понимать, что таких людей, которые достигают крайнего отчаяния, в нашей стране в связи с военными действиями, политической ситуацией, экономической ситуацией, становится все больше».
По его мнению, имело место психическое расстройство. «В данном случае мы видим, что человек самым примитивным образом пытался разрушить тех, кто, по его мнению, является главными стрессорами. Судя по всему, это были жена, власть. Полиция в этой ситуации выступила преградой, которую он пытался преодолеть», — пояснил психолог.
Изучается несколько версий, касающихся личных обид, психических отклонений. Одна из версий сводится к тому, что нападение было совершено из хулиганских мотивов.
«Уровень радикализма делает возможным…»
В день, когда в Харькове разбирали последствия ночной стрельбы, информпространство заполонила еще одна информация о насилии. В центре столицы подростки с неформальной внешностью регулярно становятся жертвами нападений людей с националистической символикой.
Об этом сообщила вице-премьер по вопросам евроинтеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе. Комментируя в Facebook историю киевлянина Дмитрия Дубицкого, на дочь которого напали средь бела дня, она отметила, что слышала подобные истории неоднократно.
«Я знаю ребенка, на которого напали. К сожалению, неоднократно слышала подобные истории о нападениях на подростков-«неформалов» в самом центре моего родного Киева», — указала она.
В свою очередь, Дмитрий Дубицкий в Facebook рассказал, что нападение на его дочь, произошло в людном месте, на Контрактовой площади.
Нападавших было трое, примерно двадцатилетнего возраста, в полувоенной одежде. «Прицепились с идиотскими вопросами, сорвали с шеи кулон. Окружающие возмутились и начали их оттеснять. Один из подонков вырвался и залил лицо дочери из газового баллончика, после чего все трое удрали», — отметил он.
По его словам, позже нападавшие вернулись и сильно ударили девушку по лицу, после чего снова убежали. «В центральной части Киева орудуют отморозки (основные локации — Майдан и «Глобус», Почтовая площадь, Контрактовая площадь), которые регулярно оскорбляют и избивают подростков. Поводом, как правило, становится внешний вид — парня могут избить за чёлку или «подкатанные» штаны, девушку — за пирсинг или крашеные волосы. Уже более полутора лет я слышу от дочери рассказы об этом. Конфликты с «нациками» (так их называют наши дети) у нее были и ранее, доходило и до потасовки, но так, как сегодня – впервые», — рассказал Дубицкий.
Нападающие, как отметил отец пострадавшей, носят символику праворадикальных организаций- «Правого сектора» и «Национального корпуса». В комментариях к посту Дубицкого написала Виктория Сюмар. Она рассказала, что у ее дочери была подобная ситуация на Крещатике в районе ТРЦ «Глобус».
В «Правом секторе» и «Национальном корпусе» от случившегося дистанцируются. Но политолог Руслан Бортник отметил в СМИ, что националисты причастны к созданию в обществе атмосферы нетерпимости.
Он напомнил, что ранее члены различных праворадикальных организаций открыто громили лагеря ромов. «Руки дошли до ромов и субкультур…Тот уровень радикализма, который существует у этих структур и вокруг них, делает возможным участие их членов в подобных нападениях», — считает эксперт.
Лидер Левых сил Петр Симоненко так же констатировал, что в обществе насаждается идеология насилия и запугивания.
«Избивание подростков в центре Киева националистами лишний раз подтверждает, что в Украине, через деятельность профашистских организаций, при поддержке правоохранительных органов и МВД, власть пытается проводить политику запугивания», — сказал он.
Лидер Левых сил уточнил, что подобные действия националистов уже становятся правилом.
«Им все дозволено, никого из них не привлекают к ответственности. Это еще раз подтверждает, что в Украине установлен национал-олигархический режим. В обществе насаждается террористическая идеология, то есть идеология насилия и запугивания. Это подтверждает, что в целом и у правоохранительных органов стоит задача, что для сохранения данного режима необходимо запугивать общество», — резюмировал П. Симоненко.