Экономического чуда не произойдет — предупреждают эксперты. Снятие запрета с игорного бизнеса, по их мнению, принесет больше вреда, чем пользы. Ведь и до запрета азартных игр легальный сектор составлял приблизительно 40 процентов, а теневой — 60.
«Жить спокойно, духовно, морально»
Верховная Рада рассматривает законопроект о легализации игорного бизнеса. Имеется 3,5 тысячи правок. Но известно, что регуляция будет осуществляться государственным коллегиальным органом, деятельность которого будет координироваться Кабинетом Министров.
Легализуется выпуск и проведение лотерей, проведение азартных игр через Интернет, проведение букмекерской деятельности в букмекерских пунктах и через Интернет, проведение игр в залах игральных автоматов, а также проведение азартных игр в покер онлайн.
Предоставлять услуги в сфере азартных игр дает право лицензия, которая выдается на пять лет. Организатором игр должно быть юридическое лицо с уставным капиталом больше 30 млн грн. Закон предусматривает размещение казино в пятизвездочных отелях, уточняется, что в гостинице должно быть минимум 150 комнат для Киева и 100 – для других городов.
Но все другие заведения, если это не «казино», можно устраивать повсюду. Нельзя будет только открывать игорные заведения в зданиях органов власти, жилых домах, МАФах, и на расстоянии ближе 500 метро от учреждений образования.
Тут следует напомнить, что до 2009 года в Украине имелся легальный игорный бизнес: работало более 10 000 игорных заведений с около 200 000 рабочих мест. Однако летом 2009 года в зале игровых автоматов в Днепропетровске (Днепре) случился пожар, погибло 9 человек. После этого Верховная Рада приняла закон о запрете азартных игр.
Тогдашний премьер-министр Юлия Тимошенко заявляла: «Кое-кто говорит, что это бизнес, и что кто-то потерял доходы, прибыли и работу. Если так говорят, то и распространение наркотиков – это бизнес, дающий прибыли и работу. Я воспринимаю одинаково наркобизнес и игорный бизнес. Сегодня на игорном бизнесе поставлена окончательная точка. Его не будет в Украине. Украина будет жить спокойно, духовно, морально».
В законе 2009 года указывалось, что ограничение относительно осуществления игорного бизнеса в Украине, вводится исходя из конституционных принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, защиты нравственности и здоровья населения, запрета использования собственности во вред человеку и обществу.
Президент Виктор Ющенко, напротив, считал, что запрет лишь усилит игорный криминал. Но президентское вето Рада преодолела большинством голосов.
«Легальный сектор составлял 40 процентов, а нелегальный — 60»
«Игорный бизнес в Украине стал позорным, разрушительным, преступным и аморальным явлением экономической и социальной жизни страны», — писал в ту пору нардеп Григорий Смитюх в газете «Голос Украины».
Он приводил примеры ограничений, которые еще в 2008 году вводились в Житомире, Черновцах, Старом Самборе на Львовщине.
«Местная власть многих городов Украины, наследуя пример нашей столицы, в минувшем году прибегла к решительным мерам по укрощению игорного бизнеса. Примечательно, что при этом провинциальные чиновники даже закрыли глаза на многочисленные бюджетные дыры доверенных им городов и городков», — отмечал депутат в 2009 году.
Ведь по оценкам социологов и маркетологов, тогда в сферу азартных игр было привлечено до 20 процентов взрослого населения страны.
«Хаотичное распространение по Украине игорного бизнеса превратилось в национальное бедствие. Специалисты считают, что в наших городах с населением около 500 тыс. человек уже насчитывается почти 25 тыс. лиц, зависимых от азартных игр… По статистике, не менее 75 процентов клиентов игровых автоматов — это студенты и школьники. В минувшем году в стране зафиксировано два случая, когда молодые люди покончили жизнь самоубийством из-за «наигранных» долгов. В нынешнем — этот печальный список пополнила еще одна жертва «одноруких бандитов»», — писал в своей статье Григорий Смитюх в 2009 году.
В материале цитировались слова тогдашнего министра внутренних дел Юрия Луценко, что десятки тысяч незаконно установленных игровых автоматов— это «беда, которая не имеет определения в Уголовном кодексе».
По данным той поры выходило, что в период легального существования игорный бизнес оставался в тени. Так, в целом по рынку азартных игр, по оценкам на начало 2008 года, легальный сектор составлял приблизительно 40 процентов, а нелегальный — 60.
«Ради 0,5% доходов бюджета»
Хотя азартные игры были запрещены в 2009 году, лотереи остались, а затем стали активно развиваться букмекерские конторы и игровые залы.
В 2012 был принят закон, предусматривавший, что государственная лотерея может проводиться с использованием электронной системы принятия ставок, позволяющей заменить лотерейные билеты. То есть, фактически были легализованы игровые автоматы (официально именуемые видео-лотерейный терминал).
Теперь законодатели решили окончательно легализовать весь игорный бизнес. Правда, вводятся такие ограничения: организатор игр должен не иметь судимости в сфере хозяйственной деятельности.
Организатору игр запрещается давать игроку возможность и играть в долг или с рассрочкой платежа (Хотя оплачивать ставки кредитными картами разрешается). А если, участвуя в азартных играх, человек наносит себе или семье материальный вред, ему могут ограничить посещение таких заведений (от полугода до 3 лет).
Но для этого сам игрок может обратиться к уполномоченному органу или заведению. Члены семьи смогут потребовать того же через суд.
Власти ожидают поступлений в госбюджет. Но экономист Виктор Скаршевский отмечает, что не стоит ждать экономического чуда от легализации азартных игр.
Дескать, объем средств в игорном бизнесе не превышает 1,5 млрд долл. После легализации игорного бизнеса начисления в бюджет составят до 300 млн долл. ежегодно, а это примерно 7,6 млрд грн.
«Если смотреть на весь сводный бюджет, доходы от легализации казино составят 0,5% всех доходов бюджета», — цитируют Скаршевского СМИ.
Эксперт экономических программ Центра Разумкова Владимир Сиденко в комментарии «Слово и дело» отметил, что легализация ориентирована «на быстрые деньги без лишних усилий»
«Это может иметь определенное влияние на увеличение доходов бюджета, если правительство не видит других источников получения доходов. Однако со стратегической точки зрения такой акцент принесет больше вреда, чем пользы», — сказал он.