Яценюк и Кличко не могут договориться по поводу конституционных изменений, Тимошенко против К-реформы, парламент на грани роспуска, а Тигипко требует «новое правительство уже сегодня». Да, весело началась неделя. Безусловно, топом недели станет Сергей Тигипко и его «группа 30». От ее позиции зависит переформатирование парламентского большинства, устойчивость ВР и возможность создания технического Кабмина.
Как причудливо тасуется политическая колода… Порошенко, Еремеев, Жвания – все эти депутаты претендовали на роль держателя золотой акции парламента, контролирующего критическую депутатскую массу, способную решать судьбу стратегических голосований. В любом созыве парламента было такое парламентское объединение, начиная от «группы 239» и заканчивая «Яблоком» Бродского. И нынешняя Рада – не исключение. Политический уличный кризис «перекинулся» на ВР, поскольку переговорный процесс между властью и оппозицией канализировался в парламентский формат. Однако, как на Майдане, так и в ВР антивластные силы не в состоянии договориться: 10 февраля не состоялось заседание конституционной комиссии, поскольку «Батькивщина» и УДАР по-разному видят конституционную перестройку. Ну а потом, не стоит забывать, что дипломатический частный разговор Виктории Нуланад с послом США в Украине полностью обнулил шансы Арсения Яценюка сесть в премьерское кресло. Теперь Яценюк — это сбитый летчик, а на его место во главе КМ уже претендуют новые кандидаты. Но, похоже, что эти новички, для власти еще большая головная боль, чем лидер фракции «Батькивщина» во главе технического правительства. А то, что не вышло у официальной оппозиции вполне может получиться у «внутренней оппозиции» Партии регионов. В ПР фактически сформирована «Демократическая платформа» во главе с Сергеем Тигипко. История повторяется: в 2004 революционная волна вынесла на политическую вершину Петра Порошенко, десять лет спустя Майдан-2 помогает пробиться в лидеры Сергею Тигипко. Как так? Приходилось слышать много разговоров о том, что команде Януковича повезло с противниками — бесхребетность, амбициозность, зависть, жадность, склонность к сепаратизму, взаимное предательство в оппозиционной среде позволило нынешнему Президенту (в отличие от Кучмы) удержать власть и не допустить революционного блиц-крига.
Однако, повезло и оппозиции: в провластной партии оказалось достаточное число перебежчиков, предателей и сторонников европейских ценностей, которые сгруппировались вокруг бывшего вице-премьера Сергея Тигипко. Скажу главное: появление этой сепаратистской группировки — реакция на слабость власти, которая вместо наведения конституционного порядка и реализации требований своих избирателей, пошла на переговоры и компромиссы. Сдача правительства, готовность к конституционной реформе, амнистия – все это ослабило власть, подточила монолитность ПР и сделала возможным «разложение» парламентского большинства.
Вторая причина рождения «Демплатформы» связана с перестановками в АП: мало кто сомневался что группа «евроинтеграторов» Левочкина- Фирташа даст о себе знать и «ответит» на удар, выбивший ее из окружения Президента. Пролонгация Майдана, невмешательство армии, и вот- раскол во фракции ПР, составляющей костяк большинства в парламенте- это звенья одной цепи. Поэтому не стоит удивляться, что процесс революции в провластной фракции возглавил Сергей Леонидович, которого связывают с группой Фирташа? Именно ему рукоплещет оппозиция и называет главным героем ПР. Заметьте, Инну Богословскую так не величали, хотя она действовала более радикально и напористо, выйдя из фракции и прямо обвинив своих бывших однопартийцев во всех смертных грехах. Так чем же Тигипко отличается от Инны Б.?
У Сергея Леонидовича богатая биография, но все биографы отмечают одну черту экс-лидера «Сильной Украины»- он умеет быть удобным и понятным как для соратников, так и для оппонентов. Тигипко работал советником президента Кучмы и партнером миллиардера Коломойского, советником премьера Тимошенко и министром соцполитики в правительстве Азарова. Он руководил Нацбанком, командовал экономикой в КМ Ющенко, хотел быть премьером, но никогда не поднимался выше «вицика». Что касается депутатской карьеры, то в 2002-м Тигипко был «заедистом», в 2004 возглавлял предвыборный штаб Виктора Януковича, в 2010-м сам баллотировался в президенты как лидер партии «Сильная Украина», а в 2012 прошел в ВР по спискам Партии регионов и растворил в ПР свою собственную партийную силу. После объединения «Сильной Украины» с Партией регионов Тигипко заявил, что поддерживает направление политики Януковича, в частности — проведение реформ.
Однако, пиком его политического менеджмента все же следует считать работу «на кандидата Януковича» в 2004-м. Сергей Леонидович позорно бросив штаб и людей, просто сбежал от поражения, оранжевой революции и финансовой ответственности в Швецию. Впрочем, через некоторое время его там нашли представители группы Ахметова и предложили поговорить о миллиардах, вложенных в штаб Тигипко. Этот разговор закончился продажей банковского имущества Сергея Леонидовича (ТАС) и его переходом в лагерь Тимошенко, которая сделала его своим советником и предложила должность главы Совета инвесторов при Кабмине. От Юлии Владимировны Тигипко ушел в кандидаты в президенты, а два года спустя, набрав в президентской гонке 13%, долго колебался, кому отдать свой «миноритарный пакет»- Юлии Владимировне или Виктору Федоровичу. На кону традиционно стол пост премьера, и в 2010-м Тигипко переметнулся на сторону более сильного — Януковича. Лидер «Сильной Украины» влился в команду бело-голубых, но своим там не стал, несмотря на мандат ПР и на должности в правительстве Азарова- вице-премьера, министра соцполитики. И это вполне объяснимо: для региональных красных директоров Тигипко был либералом, для старых донецких — чужаком и предателем, удравшим при первых залпах оранжевой канонады, для оппозиции – перебежчиком. Смешно, но в 2010-м Тигипко называла «зрадником» баба Шура Кужель, а уже в 2014-м теми же эпитетами его клеймит Анна Герман.
Что ж, времена меняются, а сущность Сергея Леонидовича — нет. И вот сейчас Тигипко снова «выделился», пока в «Демплатформу», где вместе с ним находится три десятка состоятельных депутатов и несколько внефракционных мажоритарщиков. Это те люди, которые не согласны с силовым вариантом проблемы Майдана и готовы к политическим торгам за правительство и парламент. Разумеется, пока не создано новое устойчивое большинство, говорить о каком-то перераспределении ролей нельзя, но вот представить себе запросы и аргументы новой группировки — вполне.
Во-первых, Тигипко пока не показал на чьей стороне он будет играть и поздравительные речи оппозиционеров в его адрес, это всего лишь слова. Сам Сергей Леонидович сказал, что из ПР его группировка выходить не собирается. Похоже, бывший лидер «Сильной Украины» снова очутился в «вилке» 2010 года. Тогда ему приходилось выбирать между командой Януковича и командой Тимошенко. Сегодня — между ослабленной ПР и разрозненной оппозицией. Думаю, он будет крайне осторожен в выборе и попытается выторговать себе максимум преференций. Наиболее желательная- это кресло главы правительства. Недаром же Тигипко так торопит президента, ссылаясь на понижение международных финансовых рейтингов Украины и возможный экономический кризис. На самом деле не это беспокоит Тигипко и его кукловодов. В Раде уже зарегистрирован проект о возвращении Азарова, а после того как Штаты «спалили» Яценюка его вряд ли второй раз будут толкать на пост премьера. У оппозиции заканчиваются аргументы для торгов: вот почему и спешат те, кто стоит за спиной Тигипко. Его приход в правительство позволит развернуться в сторону Европы и кредитов МВФ, а Россию с ее кредитами и газовыми скидками оставить за бортом. Недаром же РФ не спешит со вторым траншем помощи: ждет, кого назначат премьер-министром.
Во-вторых, Тигипко и его группа засвидетельствовали то, о чем все боялись говорить: начавшийся реально процесс распада самой мощной фракции ПР. Демарш Тигипко и его союзников означает, что ни силовые угрозы, ни личный авторитет Президента Януковича, ни кадровые или финансовые стимулы больше не в состоянии скреплять фракцию «регионалов». И если вовремя не приостановить отплытие Тигипко, то ПР начнет дробиться на группы «Бондаренко-Олийныка» или «Колесниченко-Царева». Впрочем, винить в нынешнем обозначившемся расколе ПР надо не Сергея Леонидовича, а окружение Виктора Федоровича. Список ПР на выборах 2012 — это результат сложных взаимоотношений нескольких бизнес и политических групп, каждая из которых лоббировала своих представителей. Другими словами, никаких объединяющих, или упаси Боже, идеологических мотивов при наполнении списка не существовало. Ради мифического «консенсуса» разных ФПГ депутатами стали люди, отстаивающие не позицию партии, а позицию тех, кто их впихнул в список. Результат — налицо. Как и согласие на смешанную электоральную систему, буквально штампующую потенциальных тушек. Тот же пример Богословской, Жвании или Рудьковского весьма убедителен. При партийных выборах такой «прокол» как с Тигипко вряд ли был бы возможен… А так- президент наступил на услужливо подложенные соратниками грабли.