Стартовавшая 21 января в Страсбурге зимняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы наглядно продемонстрировала всему миру, что международные политики и дипломаты уже не могут к единому мнению по целому ряду вопросов, и абсолютное большинство делегатов покинули зал заседаний форума, так и не найдя поддержки своей позиции у зарубежных коллег.
Как утверждают аналитики, сами по себе заседания ПАСЕ автоматически превратились в банальное поле для ничем не завершающихся дискуссий, которые зачастую лишь нивелируют основополагающие принципы организации. Нынешняя страсбургская встреча исключением не стала.
Сразу стоит оговориться. На принятие каких-либо исторических решений участники указанного форума на сей раз не были настроены изначально. Среди главных тем повестки дня сессии числились рассмотрение вопросов о ситуации в Керченском проливе, о перспективах экономического сотрудничества Брюсселя и Москвы в так называемом «газовом» контексте и, наконец, о возможных последствиях выхода Великобритании из состава Евросоюза. Часть тех же вопросов с повестки дня была снята практически моментально. Сначала Российская Федерация категорически отказалась принимать участие в сессии и объявила о намерении бойкотировать выплату в фонд ПАСЕ ежегодного денежного взноса. Затем Специальное бюро Ассамблеи изменило правила формирования комитетов форума, приведшее к исключению Украины из регламентного комитета, занимающегося антироссийскими санкциями. А уже на второй день работы структуры стало известно, что в ПАСЕ не будет участвовать премьер-министр Великобритании Тереза Мэй, а Соединенные Штаты Америки, вступающие на форуме в качестве наблюдателя, прислали в Брюссель «технических представителей».
«Все это свидетельствует о том, что Парламентская Ассамблея в той или иной степени потеряла свой былой размах, — сказал в специальном комментарии корреспонденту ГолосUA европейский эксперт в области права Александр Митц. – Безусловно, отдельные делегаты представили свое видение ситуации по определенным темам, но это видение международное сообщество в целом интересует мало. Складывается вполне оправданное впечатление, что ПАСЕ ведет игру в одни ворота, причем, в ворота свои – с каждым годом уровень проходящих в рамках сессий переговоров становится все более мелким».
Отчасти это действительно так. В первый же день заседаний Ассамблея, вопреки протоколу, занялась рассмотрением кандидатуры действующей главы структуры Лилиан Мори-Паскье в качестве руководителя структуры на 2019-й год. На соответствующее голосование ушел целый день: путем продолжительных дебатов она была переизбрана, при этом делегаты попросту не успели заняться текущими темами. Дальше – больше. Во вторник, 22 января, часть представителей официальных делегаций отказались от участия в заседаниях по проблемам свобода слова и гарантий работы средств массовой информации в преддверии парламентских и президентских выборов. Испанские и итальянские эмиссары проигнорировали предварительные слушания, протест поддержали их французские и болгарские коллеги. Рассуждать о будущем строительства российского газопровода «Северный поток-2» на полях встречи отказались Германия и Австрия – Берлин и Вена посчитали, что на данный момент создавать специальную Резолюцию по «СП-2» бессмысленно. «Это уже решенный вопрос: немцы и австрийцы в одностороннем порядке могут игнорировать любое решение ПАСЕ, запрещающее окончательное введение такой «нитки» в действие, — подчеркивает европейский обозреватель Клаус Хофф. – Соответственно, «показательной порки» России Западом не произойдет». Фактически, не произошло и «показательной порки» Турции. Ранее в контексте мероприятий форума стороны планировали заслушать возможность введения санкций против Анкары за ее военные операции в Сирийской Арабской Республике. Обсуждение провалилось, поскольку представители ФРГ, являющейся одной из главных участниц международной антитеррористической коалиции, от дебатов на эту тематику абстрагировались.
Как бы там ни было, ПАСЕ может постфактум принять положения, осуждающие политику РФ в Черном и Азовском морях, а также призывающие Брюссель прекратить нефтяные контракты с Исламской Республикой Иран. Но вот ведь в чем дело – любые подобные решения носят исключительно рекомендательный характер. Сенсаций в контексте зимней сессии-2019 от Ассамблеи ожидать не стоит.