Никита Бегаль
07:11 24/09/2016

Игры с «Укртрансгазом»: послесловие

Игры с переподчинением ПАО «Укртрансгаз» наглядно продемонстрировали разлад между украинскими чиновниками и госкомпаниями и зависимость власти от мнения западных партнеров, ради кредитных средств которых страна решилась на шоковое для населения реформирование нефтегазовой отрасли.  

Напомним, в начале сентября Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), главой которого выступает Степан Кубив,  путем изменения устава НАК «Нафтогаз» взяло под свое крыло ПАО «Укртрансгаз», который выступает оператором газотранспортной системы Украины.

Согласно новому уставу, к полномочиям  МЭРТ тогда прибавились несколько подпунктов, а именно: решение вопросов управления  «Укртрансгазом», избрание глав и членов Наблюдательного совета и правления оператора,  утверждение и внесение изменений в его устав, одобрение финансового плана и бизнес-плана, а также инвестиционной программы компании.

Такое решение МЭРТ объяснило необходимостью разукрупнения «Нафтогаза», ведь сегодня Украина идет по пути реформирования рынков газа и электроэнергии, руководствуясь правилами т.н. Третьего энергетического пакета ЕС, главная идея которого состоит в разграничении поставщика, продавца и производителя на внутренних энергетических рынках.

Инициатором изменения устава выступил глава «Укртрансгаза» Игорь Прокопив, мотивировав свои шаги тем, что менеджмент «Нафтогаза», в зоне координации которого находится оператор, как трейдер  и транспортировщик энергоресурсов  имеет конфликт интересов.

В свою очередь в «Нафтогазе» действия МЭРТ назвали неконструктивными и ведущими к блокировке внешних кредитных средств. 

«Это решение (о переподчинении «Укртрансгаза» — Ред.) противоречит требованиям как Третьего энергетического пакета, так и Закона Украины «О рынке природного газа». Оно также ставит под угрозу выполнение Плана реформы корпоративного управления «Нафтогаза», под реализацию которого был получен кредит ЕБРР 300 млн долларов на закупку газа. Вследствие неправомерных действий руководства МЭРТ под угрозой теперь оказалось кредитное соглашение со Всемирным банком на сумму 500 млн долларов, необходимое для стабильного прохождения отопительного сезона 2016-2017 годов», — сообщили в пресс-службе «Нафтогаза».

В холдинге также разъяснили, что план выполнения Третьего  энергетического пакета «предусматривает, в частности, образование новой компании-оператора, в которой будет создан независимый наблюдательный совет, но не смену контроля над  ПАО в пользу МЭРТ».

Реакция западных партнеров также не заставила себя долго ждать. Так, в Европейском банке развития и реконструкции (ЕБРР) раскритиковали действия МЭРТ и призвали пересмотреть  решение.

«Мы обеспокоены, решением, которые было принято не в соответствии с нормальными правилами корпоративного управления», — сказал управляющий директор ЕБРР по Восточной Европе и Кавказу Фрэнсис Малиж 17 сентября.

А координатор Государственного департамента США по международным энергетическим вопросам Амос Хокстайн заявил, что США могут прекратить оказывать помощь Украине по ряду направлений, если Киев не урегулирует ситуацию с «Укртрансгазом». А. Хокстайн подчеркнул, что прекращение помощи может произойти, как в  «энергетической, так и в финансовой сферах».

После этого к конфликту подключился премьер-министр Владимир Гройсман.  19 сентября на совещании под его руководством МЭРТ отменил поправки в новый устав «Нафтогаза».  А на заседании правительства от 22 сентября Кабмин вывел «Нафтогаз» из подчинения МЭРТ и передал его в свое управление. 

«Система «Нафтогаза» должна быть реформирована, мы должны создать полноценные публичные открытые компании, мы должны улучшить систему публичного управления корпоратизации этих предприятий. Поэтому вывод на уровень управления Кабинета министров только ускорит этот процесс, процесс разъединения транзита газа и его хранения и добычи газа для того, чтобы максимально эффективно построить эту систему», – заявил премьер-министр В. Гройсман.

«Кубив понял, что его подставили. Поэтому  решил убрать от себя сферу «Нафтогаза»,  и передать его управление от МЭРТ в Кабмин, чтобы на нем не висела ответственность за подобное событие. Это технический шаг для предотвращения подобных проблем  в будущем»,- комментирует экономист Борис Кушнирук.

Экономист напомнил, что с нового года должна измениться форма управления  «Укртрансгазом». Появится прозрачный наблюдательный совет и будет утверждено правление. 

Тогда, по словам эксперта,  Кабмин не будет иметь влияния на компанию и в свете этого нынешняя передача  оператора в руки правительства — чистая формальность.

Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак полагает, что «Укртрансгазу» вернули прежний устав, потому что украинское правительство испугалось возможной потери главного донора страны – США.

 «Шла речь о попытке захватить и приватизировать предприятие, но это не удалось из-за позиции наших главных доноров — США», — говорит он.

Политические игры, персональные амбиции, разделение сфер влияния и желание контролировать теневые схемы до сих пор доминируют в нефтегазовой  отрасли, подчеркивают эксперты.  

«Произошел «фальшстарт»: МЭРТ  пыталось получить контроль не над всем «Укртрансгазом», но над значительной частью его хозяйственной деятельности — над крупными тратами, тендерами и над менеджментом. При этом «Нафтогаз» продолжал бы быть собственником «Укртрансгаза», что важно. Но МЭРТ контролировал бы назначение руководства компании и крупные расходы.  Но решение отыграли назад. Это, можно сказать, тактическая победа Коболева (Андрей Коболев,  глава НАК «Нафтогаз» — Ред.).  И, пока «Нафтогаз» будет контролировать «Укртрансгаз», по всей видимости, Коболев будет пытаться сместить Порокопива, (Игорь  Порокопив, глава «Укртрансгаза» — Ред.), об этом он уже заявил публично. В общем «кавалерийский наскок» на оператора не удался, поэтому, думаю, начнутся какие-то торги», — рассказывает директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.

Напомним в ведении «Укртрансгаза» находятся магистральные газопроводы, распределительные сети, газохранилища, компрессионные и газоизмерительные станции. 2015 год компания закончила с убытком 3,3 млрд гривен, что в четыре раза больше убытка в 2014 году.

Читайте также по теме