Димитрий Бабич
17:03 12/02/2013

Исключительная мера: в Украине появятся списки «неблагонадежных пассажиров»

На прошлой неделе Генеральный директор российской авиакомпании «Аэрофлот» Сергей Савельев объявил на своей страничке в одной из социальных сетей о том, что подконтрольная ему структура составила условный «черный список» лиц, которые были замечены в неадекватном поведении в аэропортах и на воздушных судах. По его словам, в указанном списке фигурируют 1821 человек, в том числе и граждане Украины, по разным причинам устраивавших дебоши и препятствовавших нормальной работе транспортников. Несмотря на то, что официального статуса такой перечень не имеет, те же транспортники уже назвали его «революционным». Предполагается, что в самое ближайшее время практика контроля над «неблагонадежными пассажирами» будет введена и в Украине, причем не только в сфере гражданской авиации.
В свое время эта история, произошедшая в вагоне скоростного электропоезда Фастов – Зерново в Черниговской области произвела эффект разорвавшейся бомбы. Некие отец и сын, изрядно подогретые спиртным, принялись исступленно бить стекла в тамбуре. На сделавшего им замечание молодого человека они набросились с кулаками, и тогда потасовку удалось предотвратить лишь благодаря вмешательству «третьих лиц». Однако уже через несколько минут один из хулиганов вновь начал конфликтовать со своим соперником – попытавшийся вмешаться в конфликт лейтенант милиции, возвращавшийся из частной поездки, получил удар ножом. Врачам удалось спасти милиционеру жизнь, а вот в обществе инцидент имел широчайший резонанс. Прежде всего аналитики обратили внимание на участившиеся случаи хулиганства на транспорте: например, на железнодорожных пригородных направлениях для обеспечения порядка попросту не хватает патрульных правоохранителей, а авиакомпании, как правило, и вовсе не могут гарантировать присутствия на рейсах так называемых «воздушных маршалов». Та же ситуация наблюдается и на междугородных автобусных направлениях, где нередко из-за выходок дебоширов под угрозой оказываются здоровье, а порой и жизни не только самих пассажиров, но и водителей.
«Нужны принципиальные изменения, — сказал в интервью ГолосUA член инициативной группы Виталий Марченко. – Пример «Аэрофлота» должен применяться повсеместно». По мнению эксперта, составление универсального «черного списка пассажиров» поможет перевозчикам обладать большей информацией о лицах, пользующихся тем или иным транспортным средством. «Если человек «отличился» буйным нравом и поставил в опасность жизни других пассажиров, для него стоит ввести запрет на поездки и полеты – по меньшей мере, на пять лет, — подчеркивает В. Марченко. – Такая мера сможет охладить даже самые горячие головы». Но вот ведь в чем дело: соответствующего закона, по которому определенный перевозчик может отказать человеку в поездке, на сегодняшний день попросту не существует. Более того, в случае соответствующей санкции пассажир может обратиться за юридической помощью – лишение свободы передвижения в Украине наказывается как в административном, так и уголовном порядке. «По всей видимости, подобные «перечни неблагонадежности» будут иметь исключительно информационно-рекомендательный характер, — подчеркнул ГолосUA юрист Николай Демчук. – Их предназначение – лишь предупреждать транспортников о наличии на маршруте или рейсе потенциального хулигана, не больше. Никаких действий в его отношении предпринимать нельзя».
Как бы то ни было, а, по некоторым данным, в нашей стране эти «черные списки» уже используются, однако, сейчас они не систематизированы. «У одной авиакомпании свои базы данных, у других – иные, — сказала ГолосUA эксперт в сфере транспорта Марина Лужина. – Эти базы необходимо объединить; только в этом случае можно будет получить исчерпывающую информацию, на основе которой действительно стоит делать выводы».
Как ожидается, в самое ближайшее время инициативная группа обратится в Минтранс и Кабинет Министров с просьбой рассмотреть возможность временного запрета на полеты лицам, обвиненным в хулиганстве; за ними последуют санкции в отношении тех, кто совершил нарушение порядка при проезде в поездах и автобусах. По мнению аналитиков, на то, чтобы подготовить соответствующую законодательную базу, понадобится не более полугода – даже при условии проведения заинтересованными структурами самых жарких общественных дебатов.
Следует особенно отметить, что практика регистрации «транспортных хулиганов» активно используется и за рубежом. Наиболее жесткая система фиксации воздушных и дорожных инцидентов наблюдается в Соединенных Штатах Америки и Исламской Республике Иран. За подобные правонарушения предусмотрены суровые наказания, вплоть до лишения свободы, после чего виновник инцидента надолго лишается права пользоваться конкретно взятым видом транспорта. Украинские эксперты выражают надежду, что в нашей стране до подобного все-таки не дойдет…

Читайте также по теме