Андрей Кислов
06:02 06/04/2016

Испугавшись офшорного скандала, депутаты ВР захотели стать лордами (ИНФОГРАФИКА)

Идею совместить законодательную и исполнительную власть эксперты связывают с оффшорным скандалом, который может привести к досрочным выборам. Но просто назначать депутата министром не позволят зарубежные партнеры, а перейти к мажоритарному двухпалатному парламенту депутаты, скорее всего,  не успеют…

«Режим будет защищаться всеми способами»

Во вторник, 5 апреля, народным депутатам предоставили для ознакомления законопроект, предусматривающий совмещение депутатского мандата Верховной Рады с членством в Кабинете Министров.Его авторами числятся 176 нардепов, которые поставили свои подписи за соответствующие изменения Конституции. Они выступили за то, чтобы  сохраняя мандат, политическое лицо  могло получить возможность занимать должность премьер-министра или члена правительства.

Директор Украинского института политической экспертизы Александр Поляруш считает, что законопроект поддерживают именно те депутаты, которые рассматривают для себя перспективу работы в Кабмине, но не хотят отказываться от депутатского мандата, ради непродолжительного срока пребывания в исполнительной власти.

 «По сути, такое предложение — переход на новый уровень политической коррупции», — отметил политолог. Он пояснил, что разрешение на совмещение работы в законодательной и исполнительной власти лишает чиновников «фактора сдерживания». Ведь с депутатским мандатом в кармане любой руководитель ведомства или министерства сможет «поцарствовать» и спокойно вернуться в «тихую гавань парламента».

Директор Института стратегических исследований «Новая Украина» Андрей Ермолаев,не исключает связи между законопроектом с оффшорным скандалом вокруг Президента Петра Порошенко, который может привести к досрочным выборам в стране ( речь идет о публикации  расследования The Organized Crime and Corruption Reporting Project, согласно которому , П. Порошенко не передал свои активы кондитерской корпорации Roshen в траст, а создал оффшорные компании).

«Те факты, которые связаны с господином Порошенко, будут иметь политические трактовки. И, по всей видимости, кризис будет носить системный характер, потому что помимо вопросов к президенту, будут вопросы к главе Нацбанка, к деятельности прокуратуры…»,  — сказал он. Эксперт охарактеризовал ситуацию как «кризис режима». Он полагает, что «это та примерно ситуация, в которой оказался режим Януковича с осени 2013 года».

А. Ермолаев прогнозирует, что режим будет защищаться всеми способами.

«Идея совмещения мандата депутата с министерским постом антиконституционна по своей сути, поскольку нарушает принцип разделения властей. Не исключаю, будет реверс и в вопросе об императивном мандате для депутатов всех уровней», — подчеркивает он.

Отметим, что проект закона предусматривает новую редакцию ст. 78 Конституции Украины, которая в настоящее время запрещает совмещать законодательную деятельность с любой другой работой. В пояснительной записке подчеркивается, что совмещение должности члена правительства и депутатского мандата будет «концептуально связана с институтом политической ответственности правительства перед парламентом».  (СМ. ИНФОГРАФИКУ)

decoding="async" alt="" src="/images/items/2016-04/06/4U0Z5oc3wnANr16a/image/1.jpg" />

Вестминстерская система

Глава правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко считает, что совмещение законодательной деятельности с работой в исполнительной власти возможно.

«Одни депутаты работают в парламентских комитетах, а другие при этом будут работать в министерствах. Но пленарные заседания обязательны для всех», — считает он.

Залогом успешности такой работы он видит в реформировании министерств. Эксперт напомнил, что с  1 мая вступит в силу закон «О государственной службе», и в министерствах появятся государственные секретари,  должность которых не будут политической.«Роль министра будет состоять, в первую очередь, в том, чтобы осуществлять то, что наработано, в парламенте», — считает И. Колиушко.

А директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов оценивает идею скептически. Он напомнил, что речь идет о внесении изменений в Конституцию, которое осуществляется на двух сессиях Верховной Рады. Во втором чтении законопроект можно рассмотреть не раньше осени. К тому же конституционные изменения Украина согласовывает с Венецианской комиссией. Он напомнил, что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей  считаются одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.Независимые ветви власти призваны сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов — это так называемая «система сдержек и противовесов».  При этом, в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, принцип разделения властей не признается.

Эксперт обратил внимание на то, что в пояснительной записке к законопроекту приводятся примеры цивилизованных стран, в которых депутаты парламента, дескать, могут быть министрами. Часть из таких государств являются федеративными республиками с двухпалатным парламентом (например – Австрия и Германия). Часть – относится к так называемой Вестминстерской системе, где государственное  управление, построено на модели  Великобритании.

«Чтобы депутаты украинского парламента могли быть министрами, нужно перейти на Вестминстерскую модель, иначе мировое сообщество не допустит совмещения должностей», — считает С. Толстов. Он констатирует, что для этого нужно поменять всю систему государственной власти, что не предусмотрено данным законопроектом.

«Как минимум, нужно перейти на мажоритарную систему выборов, отказаться от принципа законодательно закрепленного конституционного большинства в парламенте в 226 голосов», — полагает он.

Отметим, что парламентская система Великобритании предполагает двухпалатный парламент. Верхняя палата, называемая Палатой лордов, не выбирается. (В Канаде — это сенат, который назначается генерал-губернатором, представляющим королеву, по рекомендации премьер-министра).  В Британии, премьер-министр и большая часть членов кабинета министров выбираются из членов нижней палаты Общин, но контролируется всем парламентом. Большую часть лордов составляют пожизненные пэры. Традиционно — графы, маркизы, герцоги, виконты или бароны. Сегодня часть пэров выдвигается политическими партиями (соответственно квотам в палате Общин).   При такой системе принцип разделения властей состоит из трех элементов — двух палат парламента  и монарха.

«Надуть» никого не удастся

С. Толстов напомнил, что принцип разделения властей был заложен в законодательство постсоветских стран изначально в противовес  единой государственной  власти СССР, которая была   властью Советов, то есть — представительных органов. А отказ от разделения властей в современной Украине, по его мнению, грозит отсутствием контроля над правящими кругами.

А по мнению, директора Украинского института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника, совмещение руководящих постов в правительстве и парламенте резко повысит уровень коррупции.

«Совмещение должностей приведет к тому, что депутаты станут абсолютно безответственными. Они будут приходить в правительство, делать что угодно, а потом защищаться депутатским мандатом, пользоваться своей неприкосновенностью во избежание наказания за свою деятельность на министерских должностях», — сказал он.

Эксперт отметил заинтересованность политиков. 

«Это — попытка украинского политического класса совсем уже спрятаться от народа, от ответственности. Депутаты будут рассматривать приход в правительство, как поход в кафе. К тому же, исчезнет возможность привлекать чиновников к уголовной ответственности за их деяния», — подчеркнул он.

Эксперты сходятся во мнении, что законопроект не сможет успешно пройти международную экспертизу. А законодательная перспектива сомнительна, проект может не дождаться второго чтения нынешним составом Верховной Рады — политический кризис после оффшорных скандалов обострился, и власти стоит готовиться к досрочным выборам.

Читайте также по теме