История одной достопримечательности

По случаю Дня святого равноапостольного князя Владимира, и празднования Дня крещения Руси в Национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике устроили театрализованную лекцию-спектакль "История одной достопримечательности". Проведение мероприятия созвучно теме "Музей и память", которая в этом году предложена Международным Советом Музеев (ICОMOS) для музейных учреждений во всем мире.

В фондовой коллекции заповедника, который в этом году отмечает свое 85-летие, находится более 70 тысяч единиц хранения, среди них — археологические памятники, образцы изделий из металла, шитье, иконы, предметы декоративно-прикладного искусства… Немало уникальных, раритетных вещей, чью ценность трудно определить в денежном эквиваленте, и которые имели бы за честь хранить в своих коллекциях самые известные музеи мира. Но есть вещи, история создания которых не менее ценна, чем сам экспонат. Например, плащаница из собора Святого Владимира, которая ныне находится в фондах Киево-Печерского заповедника.

Эта уникальная вещь изготовлена ​​по эскизу знаменитого русского художника Виктора Васнецова, кисти которого принадлежат и основные элементы росписей Владимирского собора. А вышила эту впечатляющую картину на холсте Елена Прахова — дочь профессора Российской академии художеств Адриана Прахова, в свое время руководившего внутренними настенными росписями собора. Плащаница — это особая реликвия для каждого храма, как правило, находится она на алтарном престоле. Поэтому, разрабатывая эскизы интерьеров, иконостаса и необходимых церковных мебели, профессор Прахов учел и этот элемент, без которого проведение богослужений невозможно.

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

Елена (Леля) Прахова.

Выполнение работы профессор поручил Васнецову и своей старшей дочери. Леля, как ее называли родные, считалась одной из лучших вышивальщиц свого времени: она  в совершенстве владела техникой лицевого шитья гладью, которую в древности называли "живописью иглой". Работа над этим грандиозным произведением, размеры которого действительно впечатляют (174х217 см), продолжалась три года — с 1894 по 1897 годы. Торжественность и изысканность плащаницы создает роскошное орнаментальное оформление, дополненное полудрагоценными камнями — аметистами, бирюзой, гранатами, жемчугом и т.д.  В свое время совершенство "праховской" плащаницы высоко оценили современники, а сам Васнецов назвал мастерство вышивальщицы "высокохудожественной работой".

В 30-х годах при попытке ограбления Владимирского собора плащаница была повреждена. Впоследствии ее передали в музейный городок на территории Киево-Печерской лавры, где она хранилась вместе с другими вещами в Успенском соборе. После взрыва собора осенью 1941 года, плащаница вновь чудом уцелела, но ее судьба не была известна до конца войны, — впоследствии, ее нашли, разбирая руины собора, и отправили на реставрацию. Оригинальная плащаница с Владимирского собора неоднократно демонстрировалась на различных выставках, в частности, и за рубежом. А в наше время она занимает одно из центральных мест в экспозиции "Наследие святого князя Владимира", а ее презентация состоялась в выставочном зале заповедника ровно год назад.

В этом году научные сотрудники музея подготовили лекцию-спектакль, посвященный этому уникальному экспонату и его замечательной истории. Она повествует и о художественном окружении семьи Праховых, ее талантливых представителях, знаменитых гостях, которые осуществляли росписи Владимирского собора, традиции "праховских" чаепитий и романтической любви. Поводом послужили важные события: в 2011 году исполняется 115 лет со дня освящения Владимирского собора в Киеве, 85 лет со дня смерти Виктора Васнецова и 140 лет со дня рождения Елене Праховой.  Место для проведения лекции-спектакля отвели  в уютной музейной кофейне, распложенной  в одном из зданий на территории верхней лавры, по соседству  с экспозиционным залом, где демонстрируется плащаница. Поэтому, после окончания камерного представления, где зрители были настоящими участниками действия и могли чаевничать вместе с актерами в "праховской" гостиной, всех пригласили в соседний зал посмотреть на этот уникальный шедевр художественного искусства.

"Работа была кропотливая, но очень интересная, — рассказал начальник научно-исследовательского отдела музейных программ и проектов Олег Топилко (который, кстати, поставил спектакль и сыграл роль художника Васнецова), — от замысла до реализации проекта прошло всего 2 месяца. Но осуществление такого необычного проекта в столь короткий срок стало возможным благодаря творческому вдохновению и желанию многих людей. В первую очередь, сотрудников музея, которые провели колоссальную работу с архивными документами, писали сценарий, готовили художественный видеоряд, а также удивительно талантливым участникам прекрасного вокального ансамбля старинной музыки "Алитеа", чье участие обеспечило не только музыкальное сопровождение, но и особую эмоциональность, и обаяние такого необычного мероприятия".

К слову, в практике работы Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника проведение подобных мероприятий уже стало доброй традицией. Тут смело экспериментируют с современными формами музейной работы, применяя особый, креативный подход к посетителю. Традиционными стали и  научно-образовательные недели, лекции, семинары, круглые столы, музейные студии и комплексные проекты с элементами театрализации в аутентичных интерьерах. В частности, уже седьмой год подряд по случаю празднования Международного дня музея сотрудники заповедника устраивают культурно-художественное действо "Музей XXI века", и каждый год это мероприятие имеет свой оригинальный неповторимый формат.

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

Учасники вистави. Справа — Олег Топилко.

"Элементы театрализации, вносящие определенное "оживление" в научно-педагогический и просветительский процессы, довольно успешно можно применять и в музейной среде, — убежден Олег Топилко, — зрелищная форма интересна для зрителя и не противоречит специфике музея как научно-исследовательского и культурно-образовательного учреждения. Наоборот, позволяет прекрасно сочетать содержание культурологических мероприятий и духа музея ".

Отмечу, подобные формы работы очень распространены в европейских музеях, хотя в отечественной музейной практике театрализованные презентации пока единичны. Хотелось бы, чтобы инициатива научных сотрудников из Киево-Печерского историко-культурного заповедника стала хорошим примером для наследования и в других музеях Украины.

(Фото — Елены Кореняк).

Читайте также по теме