Прокуратура завершила расследование кровавой перестрелки правоохранителей, но ранее озвученной генпрокурором версии в деле уже нет. По экспертному мнению, система не способна к критическому самоанализу, и трагедии, когда силовики расстреливают друг друга, могут случиться еще не раз.
«Мне просто интересно — куда делась информация»
Генеральная прокуратура завершила расследование в уголовном производстве по делу о гибели полицейских в декабре 2016 года во время перестрелки в Княжичах Киевской области.
«Княжичи. Завершено досудебное расследование, подозреваемым, защитникам, потерпевшим и их представителям открыты материалы досудебного расследования для ознакомления», — написала пресс-секретарь генпрокурора Лариса Сарган в Facebook.
Напомним, что в ночь на 4 декабря 2016 года в селе Княжичи Броварского района Киевской области между правоохранителями произошла перестрелка, в результате которой погибли 5 работников полиции. Это произошло во время спецоперации, когда сотрудники спецназа КОРД (Корпуса оперативно-внезапного действия) спутали работников Государственной службы охраны (ГСО) с преступниками.
Теперь в деле пятеро подозреваемых. Четверым вменяют убийство. По этой статье проходят: начальник управления уголовного розыска и начальник отдела оперативной службы полиции Киева, заместитель начальника отдела уголовной полиции Шевченковского райуправления; старший инспектор отдела управления спецназа КОРД. А еще один подозреваемый — начальник управления оперативной службы киевской полиции проходит только по статье за превышение полномочий.
По данным ГПУ, подозреваемые применили огнестрельное оружие на поражение, что привело к смерти сотрудников полиции, повреждению служебных автомобилей, другого имущества и затратам из госбюджета. Этим они нанесли ущерб интересам государства, в частности, в виде материального — на общую сумму свыше 3,2 млн грн.
Эксперт Александр Дубинский в Facebook задался вопросом: «Мне просто интересно — куда делась информация о том, что сотрудники полиции в тот вечер грабили частные дома, были пойманы и потому расстреляли прибывший наряд ГСО? Просто стыдно признать эти первые очевидные успехи реформы или перекрали вещдоки в процессе следствия?».
На это Лариса Сарган ему ответила, что не уполномочена без разрешения следователей разглашать данные из материалов следствия.
Однако ее начальник – генпрокурор Юрий Луценко ранее заявлял, что дом в Княжичах, возле которого была перестрелка, был ограблен дважды: один раз – грабителями, второй – сотрудниками правоохранительных органов.
Но теперь, по окончании следствия ничего подобного Генпрокуратура не предъявляет. А по версии МВД, в ту ночь в Княжичах проводила операцию группа уголовного розыска и спецподразделение КОРД. Группа разведчиков уголовного розыска ожидала в заброшенном доме воров, о которых у них была оперативная информация. Но тут в одном из домов по соседству якобы случайно — «в автоматическом режиме» — сработала сигнализация. На сигнал приехал не знавший об операции наряд ГСО, который заметил и задержал двух полицейских-разведчиков.
Освобождать разведчиков бросилась группа захвата и КОРД, дежурившая неподалеку в микроавтобусе. «Группа захвата, судя по всему, решила, что сотрудники разведки попали в беду, захвачены преступниками, которые их обнаружили», – рассказывал советник министра внутренних дел Антон Геращенко.
В результате недоразумения началась перестрелка, в результате которой погибли двое сотрудников ГСО, двое полицейских-разведчиков и сотрудник спецназа КОРД. Примечательно, что сотрудники ГСО и полицейские разведчики, которых они задержали, были расстреляны прямо в маркированном автомобиле ГСО.
«У нас есть факты»
«У нас есть факты того, что дом, возле которого произошла перестрелка, был ограблен дважды: один раз – грабителями, второй раз – сотрудниками правоохранительных органов», — сообщил Юрий Луценко 26 января 2017 года.
Как известно, полиция отрицала причастность к грабежам в Княжичах. А в руководстве Госохраны утверждали, что ее сотрудники не имеют права заходить в дом без хозяина. Но Юрий Луценко утверждал: «Давайте прямо скажем: дом был ограблен дважды! Сначала профессиональными грабителями, и, вероятно, это сделали также работники полиции охраны – ГСО. Прибывшие на вызов, когда уже первая волна грабителей отъехала».
Так генпрокурор говорил, несмотря на заявления полиции, что запланированный грабеж не состоялся, а трое подозреваемых, услышав стрельбу между силовиками, отказались от своего плана, пытались убежать и были задержаны под Киевом.
По словам же Луценко, группа, которая выехала на сработавшую сигнализацию в доме, его же и грабила. «У нас есть доказательства того, что они вынесли из уже ограбленного помещения элитные спиртные напитки и тут заметили разведчиков, которые за этим следят. А дальше произошло то, что произошло», — цитировали СМИ Юрия Луценко.
СМИ писали и о других версиях, в которых фигурировали миллионы гривен, прикрытие сыщиками банды, состоящей из бывших правоохранителей и бойцов добробата МВД и т.п.
Но когда в МВД завершили служебное расследование, ничего подобного там не сообщили, а заявили лишь о «серьезной недоработке при планировании операции». В результате министерского расследования 8 человек уволены и порядка 12 человек получили дисциплинарные взыскания.
Однако МВД проводило лишь служебное расследование, а следствие вела Генпрокуратура. И теперь участникам перестрелки грозят сроки по 10-15 лет, а то и пожизненное заключение.
Тем не менее, эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта напоминает, что случай стрельбы «по своим» — не единственный, и трагедия Княжичей может повториться еще не раз.
«Трагедия, которая произошла в Княжичах, вновь повторилась в Запорожье, поскольку ни страна, ни правоохранители не сделали объективных выводов. Для того чтобы что-то изменилось в правоохранительной системе, не было оснований. У нас в ней процветает вранье, цинизм и отсутствие профессиональных знаний. Как следствие, это ведет к сбоям в работе оперативного планирования», — сказал С. Шабовта.
Напомним, что 22 марта в Запорожье силовики во время спецоперации ранили своего же коллегу. По данным СМИ, одного из патрульных должны были спровоцировать на получение взятки. К оперативным мероприятиям привлекли бойцов КОРДа, а те применили оружие во время задержания.
Одни утверждали, что патрульный время своего задержания потянулся к табельному оружию, другие говорили, что тот и не пытался достать пистолет.
Шабовта констатирует, что проведение той или иной операции обязательно предусматривает возможные пересечения или взаимодействие с другими подразделениями правоохранительной системы.
«К сожалению, эти азы неведомы руководителям нынешней полиции, которые лишь выполняют задачи политических партий. Система не способна к критическому самоанализу, поэтому подобные трагедии, когда силовики расстреливают друг друга, рискуют повториться»,- говорит эксперт.