Качели для гривны – заработок для банкиров и дельцов

С начала года украинская национальная валюта утратила в цене почти 70% и поставила мировой рекорд по девальвации в текущем, 2014 году. Нынешняя власть пытается представить это падение как результат исключительно естественных процессов в экономике и политике, если под такими подразумевать воровство из госбюджета, падение ВВП (происходящее благодаря деятельность Кабминов разных лет) и военные действия на Востоке страны, в результате которых отечественный экспорт снизился на десятки процентов.

Трудно не согласиться с тем, что все вышеперечисленные факторы влияют на курс гривны. Но они никак не поясняют, каким таким «чудесным образом» на протяжении последнего  месяца гривна то падает на 10% в стоимости, то возвращается на прежние показатели. Причем периодичность такого волнообразного колебания имеет примерно двухнедельный интервал.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-09/26/MghLxNrrZhQSu9zb/image/1.jpg" />

Уникальность украинского валютного рынка проявляется еще и в том, что гривна падала на фоне благоприятных для странных политических и экономических новостей. Она падала в момент обнародования информации о решение Исполнительного совета МВФ не просто о предоставлении очередного транша кредита, а об объединении и одновременной выплате сразу двух траншей. Падала она и тогда, когда согласно политическим договоренностям с Россией при посредничестве ОБСЕ было объявлено о прекращении огня на Востоке Украины. А вот укреплялась гривна… после нравоучительных бесед представителей ведущих банков то с главой НБУ, то чуть ли не с президентом.

Очевидно, что ничем иным, кроме как спекуляциями на валютном рынке, причем спекуляциями, инспирированными самим Нацбанком, колебания курса гривны на 10% в ту или иную сторону, не могли быть вызваны. Так что вина в нынешнем курсе гривны лежит в основном исключительно на регуляторе.

Особенно интересной в это отношении выглядит последовательная работа НБУ по созданию «черного рынка» валюты. Началась она не сегодня, а еще при Арбузове, когда экспортеров вынудили в обязательном порядке продавать государству 50% валютной выручки. Нынешнее руководство НБУ пошло еще дальше и с 21 августа 2014 года, постановлением №515 ввело норму об обязательной продаже 100% валютной выручки. Продержалась она месяц. С 23 сентября эту норму НБУ отменил… и заменил ее на 75%-ную. Следующая норма, которая способствовала развитию наличного «черного рынка» продержалась и того меньше – всего три недели. Со 2го сентября Нацбанк ввел принудительную конвертацию всех валютных переводов для физических лиц в гривну, а с 23 сентября эта норма был отменена. Взамен, НБУ запретил покупку наличной валюты гражданами на сумму более чем в 3 000 грн в сутки. До этого лимит (временный) был установлен на уровне 15 000 грн.

Примечательно, что все ограничения по покупке валюты касались исключительно физических лиц. Которые вообще не влияют на установление курса на межбанке, так как спрос на валюты у населения – мизерный и не сравнимый с закупками импортеров, экспортеров и банковских спекулянтов. Да, безналичный вывод валюты из Украины никто ограничивать не собирался, а ведь именно так из страны вытекало и вытекает львиная доля долларов, евро и т.д. Зато постановлением НБУ №591 от 22.09.14 банкам запретили… осуществлять выплаты в иностранной валюте:

·         по импортным договорам без ввоза товара в Украину;

·         за импортный товар, ввезенный по декларации, дата которой превышает 180 дней;

·         по операциям продажи вне фондовых бирж ценных бумаг украинских эмитентов (кроме гособлигаций) и корпоративных прав юр.лиц (кроме акций);

·         дивидендов иностранным инвесторам;

Запрещены также выплаты на основании индивидуальных лицензий НБУ. При этом выплаты на основании лицензий на размещение валютных ценностей на счетах за пределами Украины разрешены.

То есть снова в выигрыше спекулянты и оффшоры и в проигрыше честные импортеры и инвесторы.

Вот такая «регуляторная» политика. Интересно, какой альтернативно одаренный инвестор начнет вкладывать в Украину свои деньги в таких условиях? Вопрос – риторический.

Читайте также по теме