Андрей Кислов
16:00 16/05/2014

Как правительство врет о децентрализации власти (ИНФОГРАФИКА)

Ни правительство, ни парламентское большинство не намерены отдать всю власть местным советам. Там собираются вернуть институт представителей президента времен Кравчука и Кучмы. А изменения в Конституцию по частичной децентрализации власти могут внести после Нового года…

Кабинет министров подготовил пакет предложений по децентрализации власти. В частности, функции государственных администраций предлагается передать исполнительным комитетам областных и районных советов.

«Мы считаем, что власть в регионах нужно выбирать, а не назначать из Киева, а что касается альтернативы государственным администрациям, то этот вопрос сейчас обсуждается», — заявил министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Гройсман.

Однако ст. 118 Конституции гласит, что исполнительную власть в областях и районах осуществляют именно государственные администрации, глав которых назначает президент.

«Кабмин не является субъектом внесения изменений в Конституцию. Мы подготовили собственные предложения и направили их на рассмотрение Венецианской комиссии», — рассказал ГолосUA член парламентской комиссии по подготовки законопроекта об изменении Конституции Сергей Терехин.

Он пояснил, что согласно предложениям парламента представители центральной власти на местах сохранятся.

«Возможно, это будут представители Президента, которые будут осуществлять контрольные функции», — сказал Терехин.

Отметим, что парламентская комиссия должна была подготовить законопроект до 15 мая, чтобы до 25 мая Рада могла принять его в первом чтении, как заявлял премьер- министр Арсений Яценюк.

«Важно, чтобы были внесены изменения в Конституцию, и все политические силы подписали ее до президентских выборов. Выборы должны состояться, и в Украине будет легитимный Президент. Поэтому все должны понимать, с какими полномочиями будет выбран новый глава государства», — заявлял Яценюк две недели назад.

Однако парламентская комиссия законопроект не подготовила.

«Мы подготовили сравнительную таблицу, в которой, напротив действующих статей разместили все предложения депутатов. Напротив некоторых пунктов есть до сотни поправок. Эту таблицу мы направили в Венецианскую комиссию», — рассказал Сергей Терехин.

Он пояснил, что только после рассмотрения этого документа Венецианской комиссией, планируется разработка законопроекта по внесению изменений в Конституцию.

«Согласно Регламенту, Венецианская комиссия будет рассматривать наши предложения около двух месяцев», — сказал Терехин.

Таким образом, изменения в Конституцию не будут внесены до президентских выборов. Возможно, их внесут только после Нового года. Ведь согласно основному закону, законопроект, изменяющий Конституцию, рассматривается в два этапа (см. ИНФОГРАФИКУ).

decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-05/16/6ojEQAAuptfKChlH/image/1.jpg" />

Голосование должно проходить на двух сессиях парламента. В первом чтении достаточно 226 голосов на текущей сессии. А окончательное внесение изменений в Конституцию возможно лишь на следующей очередной сессии парламента. Для этого нужно не менее 300 голосов депутатов. Нынешняя сессия заканчивается в середине июля, а следующая начнется в сентябре.

Однако  до конца текущей сессии первое чтение может не состояться. Потому что необходимо  два месяца только на согласование с Венецианской комиссией (которое законодательством не предусмотрено), плюс, нужно время на подготовку самого законопроекта и его обязательное рассмотрение в Конституционном суде.

А если первое голосование пройдет на осенней сессии, то второе, соответственно, переносится на сессию, которая начнется после Нового года. Но и тогда речь о полной ликвидации государственных администраций идти не будет.

Напомним,  исполкомы местных советов были созданы при Советской власти. В 1992 году президент Леонид Кравчук создал институт представителей Президента. Они возглавили новосозданные местные государственные администрации.

Через год, в марте 1993 года, Верховная Рада провозгласила, что главы областных и районных советов остаются высшими должностными лицами в регионах. Еще через год – в 1994 году институт представителей президента упразднили.

А в следующем, 1995 году, новый президент Леонид Кучма упразднил исполкомы при местных советах и восстановил институт представителей президента, которые теперь назывались главами местных администраций. Это закрепили в Конституции 1996 года, которая действует и сейчас.

«Каждый новый президент предпринимает шаги по укреплению вертикали власти. И если децентрализация власти не произошла до президентских выборов, то после них она маловероятна», — сказал Голос UA директор института украинской политики Константин Бондаренко.

Он допустил, что внесение изменений в Конституцию затягивается на неопределенный период, поскольку высока вероятность досрочных выборов в верховную раду. А значит, вносить их может новый состав парламента.

Читайте также по теме