Очередной скандал в столичном музее. Конфликт возник в еще несуществующем Музее истории Десятинной церкви. Собственно, приказ Минкульта о создании музея существует, даже выделено какое-то финансирование, назначен директор и набран штат, который должен работать и что-то делать. Но, как оказалось, этого мало, потому что для существования музея необходима еще и территория или помещение для размещения экспозиции, хранения фондов, работы научных сотрудников, лицензия на проведение экскурсий, наконец, кассы для оплаты услуг посетителей. А главное, — концепция, которая определяет принципы работы музея и его развитие, и в случае отсутствия которой, музей не может существовать.
В последнее время ведущие музейные учреждения столицы все чаще оказываются в эпицентре скандалов и общественных дискуссий. Вспомним, что только за последний год конфликты поочередно возникали в Национальном художественном музее Украины, музее истории Киева, музее "Киевская крепость", в заповедниках Национального значения Киево-Печерская Лавра и "София Киевская". Поэтому закономерно возникает вопрос: почему так происходит и кто в этом виноват? Руководство музеев, которое не может решить внутренние проблемы или Министерство культуры, которое назначает на руководящие должности людей, далеких от музейного дела и не способных найти общий язык с коллективом и избежать конфликтных ситуаций?
Очевидно, ответ не эти и другие острые вопросы, возникающие в музеях, надо искать в законодательной плоскости и отсутствии общей стратегии развития музейной отрасли в целом. Для этого нужна модернизация всей культурной сферы, частью которой является музейные учреждения. Впрочем, существующее на сегодняшний день законодательство не позволяет это сделать. Такого мнения, в частности, придерживается Оксана Мельничук, руководитель отдела культурной политики Национального института стратегических исследований при Президенте Украины и советник Министра культуры Украины. По ее словам, современная музейная отрасль существует по инструкциям, выданным еще в 1986 году, которые в 1996 году были частично дополнены и адаптированы под новое государственное законодательство. Но, радикальных изменений в музеях, особенно, это касается согласованности развития музейного дела Украины с мировыми тенденциями, не происходило уже более 20 лет.
"Мы очень отстаем от Европы, потому что наши музеи существует по инерции советских времен,-считает эксперт, — Чтобы исправить эту ситуацию, нужна политическая воля правительства и изменение приоритетов в отношении культурной политики в целом, ведь подобные проблемы касаются не только отечественных музеев, но и театров и других очагов культурных". В этом плане очень красноречивы результаты исследования, в котором приняли участие 2, 5 тысячи украинцев в возрасте от 16 до 80 лет в декабре 2011 года. Данные, полученные и обработанные специалистами Национального института стратегических исследований, вошли в "Аналитический отчет культурной практики Украины". Результаты показали, что 70% населения Украины за свою жизнь не посетили ни одного учреждения культуры (включая театры, музеи, галереи, выставки и т.д.). Статистика, действительно, шокирующая, тогда как, во Франции, этот показатель составляет 30%.
Словом, если бы культура в Украине позиционировалась, как фактор развития общества и национальной безопасности, как это происходит во всем цивилизованном мире, а отношение к ней определялось не по остаточному принципу, тогда можно было рассчитывать на какие-то позитивные изменения. Но, в данном случае, отмечает Мельничук, культура — это единственная отрасль в Украине, которая не претерпела ни одного радикального реформирования. И лишь только кризис, который возник практически во всех ее сферах, побудил к активным действиям. На данный момент, по утверждению эксперта, уже есть политическое понимание этой проблемы – и это уже большой шаг вперед. В результате при Национальном институте стратегических исследований был создан специальный отдел, призванный отработать стратегию культурного развития государства и предложить новую концепцию, дабы она могла изменить ситуацию и вывести на новый уровень всю культурную отрасль.
Положительный опыт планируется перенимать и от Европейских соседей, которым пока что можно только позавидовать: ведь у них есть и прекрасные музеи, и огромные фонды, и современные технологии, которые прекрасно сочетаются с историческим и культурным достоянием. А главное, профессиональные менеджеры, которые успешно внедряют государственную политику. У нас же — все наоборот. В государственном бюджете на финансирование музеев предусмотрены средства только на заработную плату работникам и услуги, а на развитие, пополнение фондов, охрану, технологическое оснащение или иные направления работы не выделяется ни копейки. А менеджеры, которые были назначены вместо старых директоров на руководящие посты, оказалось, не совсем понимают проблемы вверенных им учреждений.
К слову, самой острой проблемой всех отечественных музеев, независимо от их статуса и направления, является кадровая составляющая. Нашим музеям не хватает профессионалов, которые знают и любят свое дело. Старая гвардия постепенно уходит, а новой смены нет, — жалуются опытные музейщики. И тут они правы – ведь на самом деле у нас в стране нет специальных заведений, готовящих кадры для музейной отрасли, и нет специалистов — практиков, которые могли бы преподавать и передавать свой опыт молодым кадрам. А именно из-за нехватки профессионалов высокого уровня в музеях и возник кризис в руководстве. "Некого предлагать и не на кого менять старый административный состав в наших музеях, и за последний год мы могли в этом убедиться на примере нескольких ведущих музейных учреждений", — констатирует руководитель отдела культурной политики НИСИ.
В ближайшее время разработчики стратегии планируют представить пилотный проект на Первом Украинском музейном форуме, который соберет профессиональные кадры со всех регионов страны. Форум назначен на февраль 2013 года и предполагается, что в нем примут участие около 500 человек — представителей различных музеев. Правда, пока что речь пойдет о некоторых отдельных моментах концепции модернизации музейного дела, в частности, о конкурсной системе замещения руководящих должностей. Собственно, пилотный проект на практике уже был применен в Национальном художественном музее Украины – не так давно директором этого музея стала Мария Задорожная, которую рекомендовал Музейный совет после проведения конкурса. Другие же вопросы, а их немало, — еще в стадии доработки. Среди прочих рекомендаций, которые уже готовы представить разработчики концепции: подготовка кадрового резерва для отечественных музеев и решение проблемы предоставления специального профессионального образования, которое бы отвечало современным потребностям общества.