Начиная с 9 ноября 2014 года киевляне, имеющие право на льготный проезд, столкнулись с проблемой, которую инициировала нынешняя власть столицы. Отныне для бесплатного проезда любой льготник должен иметь так называемую «карточку киевлянина». Такая «неожиданная» инициатива киевских чиновников заставила большинство пенсионеров, инвалидов и друге незащищенные категорий населения брать штурмом отделения социальной защиты для получения вышеупомянутой карточки. Одно неясно – зачем создавать такой ажиотаж, если на самом деле никакой другой пользы, кроме льготного проезда в метрополитене и скидок в некоторых учреждениях, она не дает. Мало того, в Киеве идет активное внедрение этой пока малопонятной услуги и среди простых жителей столицы, а не за горами и в масштабах всей страны. Для чего?
Хорошая идея с неясной перспективой
Прежде всего, нужно понимать, что «карточка киевлянина» является социальным проектом, который внедряется якобы для помощи незащищенным слоям населения. Тут и бесплатный проезд в метрополитене, и скидки в аптеках одной из столичных компаний и некоторых супермаркетах, и возможность рассчитываться без проблем по коммунальным платежам. Идея хорошая, но, как вы помните, благими намерениями дорога выстелена в ад.
Если помните, то ранее люди, имеющие право на бесплатный проезд в киевском метро, просто предъявляли удостоверения. Сейчас специально для этих услуг внедрили «карточку киевлянина», но тут существует маленький аспект. Как оказалось, этот документ предоставляет возможность для «безвозмездного» перемещения только для 5 категорий льготников из 40! То есть, все остальные продолжают пользоваться разнообразными удостоверениями. Это подтверждает начальник пресс-службы Киевского метрополитена Наталья Макогон.
«По «Карточке киевлянина» как по обязательному проездному документу проходят только 5 категорий из 40, которые пользуются льготами у нас в метрополитене. Речь идет о преференцичх, которые устанавливал Киевсовет. Это инвалиды, получившие льготы по решению КГГА, согласно программе «Трубота», многодетные, пенсионеры, неработающие и те, кто не имеет права на льготы, но Киевсовет их все равно предоставил»,- сообщила Н. Макагон.
Получается, что очереди не исчезли, как нам об этом рассказывали чиновники, а бесплатным проездом пользуются только небольшое количество представителей незащищенных категорий. Кстати, согласно официальной информации, размещенной на сайте Киевского метрополитена, «Карточка киевлянина» не дает право на бесплатный провоз багажа.
Тогда возникает естественный вопрос — зачем нужна вся эта «возня» с карточками, которые могут использовать только ограниченное количество льготников?
Как пояснил старший аналитик по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь, одна из целей, которую преследовали киевские чиновники, является проверка того, насколько соответствуют выдаваемые субсидии статистике по муниципальным льготникам.
Он рассказал, что ежегодно из местного бюджета транспортникам направляются компенсационные выплаты за проезд льготников. В то же время количество таких людей, пользующихся муниципальными преференциями, является приблизительным, так как никогда не проверялось, сколько конкретно льготников воспользовались правом бесплатного проезда. Поэтому возникали вопросы: вероятно, количество льготников, которые реально пользуются бесплатным проездом, гораздо меньше, чем тех, на кого они рассчитаны.
«Можно посчитать, кто пользуется и насколько часто. В таком случае, с одной стороны, появится возможность уменьшить субсидии, которые выдаются транспортным компаниям, а с другой — можно будет рассмотреть вариант ограничения на количество поездок по льготному проезду. Так как допустимо, что по одному удостоверению ездят 100 раз в месяц, а по другому – 2 раза в месяц»,- отметил А. Жолудь.
То есть, в данном случае ни о какой особой заботе о незащищенных слоях населения говорить не приходится. Скорее всего, «светлые умы» киевских чиновников просто пытаются разработать и внедрить очередной вариант экономии на людях, которые имеют полное право на льготный проезд. Ведь денег в городской казне «кот наплакал».
Скидки, мифы и другие занимательные истории…
Ситуация с предоставлением скидок в некоторых магазинах заслуживает отдельного пояснения, потому что не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Первое – количество данных супермаркетов (не будем называть их) в Киеве ограничено. И для того, чтобы их найти, придется постараться.
Второе – скидки, предусмотренные данной карточкой, не являются реальной экономией для кошелька. Ведь каждый более-менее крупный магазин и так старается выдавать всем покупателям скидочные карты, дающие подчас более привлекательные бонусы, нежели льготник выжмет из "Карточки киевлянина".
Третье – скидки действуют только в определенное время (кроме одного из супермаркетов), то есть, не круглосуточно, и чтобы ими воспользоваться льготники должны успеть доехать вовремя.
Четвертое — держатели "Карточек киевлянина" могут получать причитающуюся им пенсию и социальную помощь в 156 банкоматах банка «Крещатик», в том числе, абсолютно на всех станциях Киевского метрополитена. Это значит: чтобы снять деньги, нужно будет или бегать искать банкомат, или спускаться в "подземку".
Сплошные «подводные камни», о которых киевские власти и инициаторы данной программы не особенно хотят распространяться. Не стоит забывать и еще об одном моменте – подразумевается, что владельцы этого документа смогут без проблем оплачивать коммунальные платежи. Но… учитывая фактор недоверия наших стариков к таким нововведениям, вряд ли они будут пользоваться подобной услугой.
Просто банковская карточка…
А вот тут самое интересное. Жители столицы, которые не являются муниципальными льготниками но которые оформили получение "Карточки киевлянина", ничего кроме «банковского куска пластика» больше не получат. Скидок в супермаркетах и аптеках не будет, а ее обслуживание для обычных жителей столицы подразумевает оплату.
Ходили устойчивы слухи о том, что "Карточка киевлянина" жителям столицы, которые не являются льготниками, позволит при повышении стоимости проезда оплачивать поездки по более низкой цене, чем все остальные пассажиры. Но, как пояснил советник киевского главы Дмитрий Турчак, такие варианты в КГГА пока не рассматривают
«Если вы обычный киевлянин и зарегистрированы в Киеве, то можете обратиться в банк «Крещатик» с необходимым пакетом документов. Там вы абсолютно бесплатно получите "Карточку киевлянина". Так как вы не льготник, а обычный гражданин, то в соответствующем автомате метрополитена пополняете ее на определенное количество поездок и пользуетесь вместо проездного. Насчет скидок на проезд: может быть, это одно из предложений кого-то из киевлян, так как сейчас происходит обсуждение этого проекта, но опять же — я такой информацией не располагаю»,- сообщил Д. Турчак.
Единственный плюс – оплата коммунальных услуг без очереди. Опять же, ее можно использовать как банковскую карту, на которой можно держать средства для того, чтобы не носить лишние наличные.
Тут-то становится понятно, зачем ее активно продвигают не только для незащищенных слоев населения, но и среди всех киевлян. Совершенно понятно, что банк «Крещатик» получает финансовую выгоду от обслуживания этих карт.
А как только остальные участники банковского рынка почувствуют «запах прибыли», возможны серьезные «разборки» за право предоставлять такие услуги. С этим соглашается и аналитик Александр Жолудь. Он пояснил, что в данном случае есть несколько вариантов для прибыли.
«Я уверен, что если это будет достаточно лакомый кусочек, то, возможно, другие банки будут оспаривать вопрос монополизации данного рынка одним банком. А прибыль возможна в таких вариантах: или это будет процент с транзакции (любая операция с использованием банковского счета – ред.), или возможность пользования остатками средств на счету»,- подчеркнул А. Жолудь.
То есть, прибыль есть, и при этом немалая. Тем более, в правительстве точно знают, сколько всего людей, живущих в Украине, получают пенсии и социальные выплаты. Тогда это объясняет желание премьера Арсения Яценюка внедрить подобные карточки по всей стране. Одно дело, когда это касается только киевских льготников, а совершенно другая ситуация вырисовывается, когда этот проект запускается в государственных масштабах.
Ищи кому выгодно
На данный момент можно отметить несколько интересных моментов. Сама карточка является обыкновенной банковской картой (со всеми вытекающими), восстановливать ее придется за свой счет как льготникам, так и обычным киевлянам.
К слову, другие участники банковского рынка пока не заинтересованы в этой инициативе киевских властей. Но это до поры, до времени. Пока не ясно, как именно покажет себя этот проект в столичных условиях, так как еще нет оснований говорить, что «Карточка киевлянина» является удачным решением всех финансовых и социальных проблем столицы.
И самое главное. На последнем заседании Кабмина премьер-министр Арсений Яценюк высказал пожелание, чтобы подобные "Карточке киевлянина" документы появились во всех городах Украины. Однако если кроме желания идентифицировать льготников скрывается и желание заработать, в масштабах государства вырисовываются более чем привлекательные финансовыеперспективы.