После назначения нового Министра здравоохранения Украины Зоряны Скалецкой, во вверенном ей ведомстве разгорелся достаточно острый конфликт. Местами он пробивался в публичную плоскость, но очень аккуратно и без освещения его реальной сути. Сегодня конфликт, судя по всему, можно считать исчерпанным, и победу в этом «противостоянии» между новой и старой политическими командами Минздрава, как ни странно, но одержали представители старого правительства — «Порошенко-Гройсмана».
Причина возникшего конфликта очень банальна. Новый Министр Скалецкая инициировала проведение аудита эффективности работы ведомства за прошлые годы, в рамках которого предстоит оценить результативность каждого отельно взятого чиновника Минздрава. И такая практика, начиная с 2017 года, в правительстве считается нормальной. Регламентируется она соответствующем постановлением КМУ.
Опасаясь того, что результаты аудита могут стать основанием для увольнения, особенно близкие к прошлой и. о. министра люди, развернули целую информкампанию, в рамках котрой публично обратились к премьеру Алексею Гончаруку с просьбой защитить их «от политических репрессий» Скалецкой. Репрессий, само самой, никаких не было. Хотя бы потому, что результаты аудита еще никому не известны, а сам аудит будет продолжаться до конца текущего года. Более того, согласно официальным комментариям советника министра Дмитрия Раимова — в Минздрав даже пригласили медиаторов, с целью уладить ситуацию на старте и таки найти хоть какие-то точки цивилизованной коммуникации с чиновниками, доставшимися им в наследство.
Но суть этого конфликта, куда глубже, чем его формальные причины. Все дело в том, что ярые последователи реформ Гройсмана в лице руководителя Директората стратегического планирования и евроинтеграции Ирины Литовченко и руководителя Директората медицинских услуг Минздрава Оксаны Сухоруковой не готовы уходить из ведомства. Более того, работать в составе команды нового министра они тоже не готовы. Их основная задача блокировать инициативы и процессы, которые сегодня должны кардинально трансформировать работу Минздрава, максимально сохранив все закупочные схемы и связи с «гренадерскими» организациями, заведенными в «МОЗ» во времена Гройсмана и его министра.
Все это выглядит очень логично, потому что утратить связь с властью, для представителей команды Гройсмана, означает больше не иметь возможностей выполнят взятые на себя обязательства перед различными фондами и международными организациями, которые за последнее несколько лет только на поставках простроченных лекарств (для онокобольных детей) в Украину заработали миллионы.
Не говоря уже о том, что «медицинская реформа Гройсмана» вывела закупки лекарств в Украине за рамки правового поля (см. отчет Счетной палаты ) и привела к массовым увольнениям врачей и их выезду заграницу (уехали около 70 тыс. медсотрудников, из них около 10 тыс. — врачи), стала отправной точкой ликвидации доступности медицинского обслуживания и лекарств в сельской местности.
Кроме того, согласно отчёту Счетной палаты , политика прошлого правительства привела к отсрочке поставок в Украину лекарств на полтора года, вследствие чего медицинские учреждения месяцами не получали жизненно необходимых препаратов. Также, Минздравом «имени Гройсмана» были не выполнены 16 бюджетных программ, за каждой из которых — жизни абсолютно конкретных пациентов. Перечень того, к каким катастрофическим последствиям привели реформы в системе здравоохранения прошлого КМУ, можно продолжать. И все они, наверняка, будут отображены в аудите Минздрава, инициированным Скалецкой.
Но самое интересное в этой истории другое. А именно — позиция действующего премьер-министра Украины Алексей Гончарука, которую он уже продемонстрировал в разрезе возникшего конфликта между командой Скалецкой и вышеупомянутыми Литовченко и Сухоруковой.
Будучи взрощённым в офисе BRDO, на финансировании различных фондов «имени Сороса», Гончарук не стал изменять своему началу. И тот факт, что он возглавил правительство с подачи новоизбранного президента Владимира Зеленского, абсолютно не помешал ему саботировать попытки команды того же Зеленского перезапустить работу Минздрава.
К примеру, в разгар описанного конфликта Гончарук провел несколько личных встреч с Литовченко и Сухорукововой без участия в них нового министра Скалецкой либо ее представителей. По итогам таких «совещаний» он каждый раз давал министру шанс, мол, помириться с саботажниками на их условиях.
При этом, Гончарука ни капли не смутили факты наличия уголовных производств по мотивам нелегального ввоза на территорию Украины незарегистрированных лекарственных препаратов, что, само собой ,не могло происходить без ведома якобы «репрессированных» сегодня чиновниц.
В целом, Гончарук принял сторону «выкормышей Сороса» и соратников Дмитрия Шерембея, ибо сам относится к их числу. И такие его действия можно трактовать, как работу в интересах либо прошлого правительства, либо, куда хуже — другого государства, за что президент Зеленский буквально вчера во время марафона с медиа, публично пообещал увольнять.
От себя добавим, что работа Минздрава сегодня заблокирована. Сухорукова и Литовченко (обе сразу на условиях взаимозаменяемости) назначены на должность Госсекретаря ведомства через банальную схему ухода в декретный отпуск бывшего госсекретаря Артема Янчука. К такому шагу последнего побудили все те же грантопотребители Минздрава, желающие сохранить и должности, и власть. А поскольку Сухорукова и Литовченко — это только вершина айсберга, то рассчитывать на какие-то разумные изменения в сфере здравоохранения Украины пока не приходится.