Между Главой государства и руководителем правительства развернулась борьба за влияние над силовыми структурами. Премьер добился контроля над парламентским комитетом по обороне, а Президент, по экспертному мнению, стремится ослабить МВД. Ведь Президенту-главнокомандующему, дескать, не с руки конкуренция со стороны министра внутренних дел, который за время АТО стал слишком влиятельным и вооруженным.
Глава комитета VS замминистра
На должность председателя комитета по вопросам Нацбезопасности и обороны назначен экс-глава Администрации Президента Сергей Пашинский. Таким образом, «Народный фронт» Яценюка получил должность, имеющую непосредственное отношение к законодательному и финансовому обеспечению силовых структур, подчиняющихся главнокомандующему – Президенту Порошенко.
Эксперты отмечают, что контроль будет взаимным — президент готовит назначение заместителя министра внутренних дел. Известно, что в руководство ведомства Арсена Авакова должна прийти иностранка. Грузинские СМИ уже сообщили о назначении заместителем министра внутренних дел Украины Екатерины Згуладзе.
Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник, считает, что влияние МВД будет ослаблено и Арсен Аваков рискует лишиться своего поста.
«Внешне выглядит так, что применена система сдержек и противовесов — взамен замминистра, подконтрольного Президенту, «Народный фронт» получил комитет, контролирующий силовой блок. Но на деле заместитель министра — политическая фигура, которая будет публично критиковать работу министра. Критика, поддержанная средствами массовой информации, позволит сменить Авакова уже в ближайшее время», — сказал эксперт в комментарии ГолосUA.
Он считает, что Президент Порошенко опасается возросшего влияния Арсена Авакова. «Есть опасения, что Аваков может развернуть добровольческие батальоны на Киев. Он стал, как говорится, «вооружен и слишком опасен». А значение министра, подконтрольного президенту, – ослабляет влияние министра и расшатывает само министерство», — заключил Бортник.
Отметим, что кандидат на должность замминистра МВД Украины Екатерина Згуладзе работала на аналогичной должности у себя на родине. Она стала заместителем главы МВД Грузии в 2006 году в возрасте 26 лет. А с 20 сентября по 25 октября 2012 года она даже была временно исполняющим обязанности министра.
С тех пор живет в Париже. Откуда, по информации Мустафы Найема она и прилетала на встречу с депутатами Блока Петра Порошенко. Причем, Згуладзе презентовала им собственную программу реформ МВД.
Тем временем отечественная программа реформирования министерства уже подготовлена и опубликована на официальном сайте. С марта над ней работала группа специалистов во главе с правозащитником Евгением Захаровым.
Министр Аресн Аваков обнародовал проект программы в октябре. Ее положения вошли в коалиционное соглашение, подписанное лидерами фракций большинства 27 ноября.
Украинская реформа VS грузинский опыт
В систему Министерства внутренних дел Грузии входят полиция, служба пограничного контроля и даже контрразведка. Есть там и одна дивизия внутренних войск. В результате реформы, которая проходила десять лет назад, было заменено около 90% личного состава. Проведено сокращение количества сотрудников с 85 тыс. до 26 тыс. человек.
А также произошла концентрация всех административных услуг МВД (выдача прав, регистрация авто и пр.) в отдельном сервисном центре и создание жесткого контроля сотрудников.
Отметим, что в Грузии проживает 4,4 миллиона человек, а в Украине — 43 миллиона (без Крыма).
Коалиционное соглашение подтверждает планы, обнародованные Арсеном Аваковым. В ближайшем будущем предусматривается образование центральных органов исполнительной власти — Национальной полиции и Национальной гвардии, деятельность которых направляется и координируется Министром внутренних дел. Так же в структуру МВД войдут Государственная миграционная служба, Государственная пограничная служба, Государственную службу по чрезвычайным ситуациям. В концепции Авакова подчеркивается, что координацию деятельности этих подразделений будет осуществлять кабмин «через Министра внутренних дел».
Главнокомандующий VS министр внутренних дел
По различным данным в структурах МВД служит около 245 тысяч человек, в Нацгвардии — 60 тысяч, в Погранслужбе — 40 тысяч, в МЧС – около 75 тысяч, в Миграционной службе — 5 тысяч. Кроме того, в подчинении Авакова находятся 32 добровольческих батальона, в которых, по его словам, служит 7 тысяч человек.
В результате реформы под «политическим руководством» МВД окажется более 400 тысяч человек. В то время, как численность Вооруженных сил Украины даже после мобилизации, примерно в два раза меньше.
Когда Аваков анонсировал реформу в сентябре, политолог Сергей Белашко увидел в ней конкуренцию с ВСУ.
«Проведение реформы в условиях гражданской войны выглядит причудливым занятием. Если смотреть, кому это выгодно, то известно, что сейчас существует противостояние между Порошенко, Фирташем, Левочкиным, Кличко с одной стороны и Турчиновым, Коломойским, Яценюком, Аваковым — с другой.
Речь идет о формировании некой отдельной силовой структуры, которая по своему военному потенциалу будет сопоставима с ВСУ, а может, в плане выполнения практических задач, и превосходить их», — отмечал он в комментарии ГолосUА.
С тех пор, МВД получило новые виды вооружений. В части Национальной гвардии, подконтрольные МВД, были направлены новые противотанковые заряды для гранатометов и новые крупнокалиберные снайперские комплексы. Получены бронеавтомобили "Спартан", оснащенные новейшим боевым модулем «Сармат», уничтожающим танки на расстоянии более двух километров.
Презентована партия бронеавтомобилей «Козак» Для того, чтобы вооружить Нацгвардию танками, был расторгнут контракт с Конго. В планах — создание собственных танковых частей.