Ирина Черныш
10:12 03/04/2021

Коммунальные долги: будут ли власти отбирать жилье

В Украине поставщики коммунальных услуг через суды взыскивают с должников не только «тело» долга, но и увеличивают задолженность на размер инфляции и заставляют оплатить сопутствующие расходы, пишут в СМИ. Будут ли власти, снижая под давлением тарифы, «компенсировать» это за счет взыскания жилья за коммунальные долги – разбирался ГолосUA.

Рыночные цены без рыночных зарплат

Так, всего за несколько дней в реестре судебных решений появился целый ряд постановлений. 9 марта 2021-го Киевский районный суд Полтавы обязал должника выплатить долг за отопление, который он накопил с 2016 года, в размере 51,8 тыс. грн. Кроме того, долг увеличили на 5,5 тыс. грн (посчитали инфляцию). Также заставили оплатить 3,3 тыс. грн процентов (3% годовых) и 2,1 тыс. судебных расходов.

В результате вместо 51,8 тыс. грн должнику придется вернуть уже 62,8 тыс. грн.

До этого, 5 марта, Днепровский районный суд Киева без уведомления сторон удовлетворил иск «Управляющей компании по обслуживанию жилого фонда Днепровского района». Житель столицы годами не оплачивал обслуживание дома и придомовой территории и накопил 10,7 тыс. грн долга. Компенсировать инфляцию предприятие не требовало, однако еще несколько тысяч гривен «прибавилось» из-за судебных расходов. В результате вернуть придется почти 13 тыс. грн.

В этот же день Коминтерновский районный суд Харькова обязал местного жителя заплатить долг с учетом индекса инфляции и 3% годовых за период с 01.11.2017 по 30.09.2020 в размере 20156, 87 грн.

Всего в Украине в 2020 году было открыто 342,2 тысячи производств в отношении граждан, не оплативших коммунальные услуги – это на 50% больше, чем в 2019 году. Большинство компаний, стягивающие деньги – это учреждения, которые поставляют отопление, сообщает Опендатабот.

Топ коммунальных предприятий, которым должны средства украинцы:

КП «Харьковводоканал» (12378 долгов)

КП «Жилкомсервис» (11976 долгов)

ПОКВПТГ «Полтаваоблэнерго» (9595 долгов).

Человек признается должником по оплате коммунальных услуг в судебном порядке. По коммунальным долгам предусмотрено упрощенное производство. Если должник не выполняет приговор суда – он попадает в реестр должников. Это стандартная процедура, которую используют любые взыскатели: коммунальные учреждения, банки, коллекторы.

Как ранее сообщили в Госстате, по состоянию на конец декабря 2020 года задолженность населения Украины за жилищно-коммунальные услуги достигла 73 млрд грн.

Отчий дом

Снизить цифры в коммунальных платежках из-за тарифных протестов из персональных карманов власть имущих кажется последним планом для них. Ведь на выборах заигрывание с избирателем происходит, как показывает практика, с меньшими финансовыми затратами – гречку по квартирам разнести и развесить билборды. Да, здесь финансовые масштабы избирательных кампаний приуменьшены, но все равно понятно, что это не 73 миллиарда гривен и уж тем более не то снижение тарифов, на которые рассчитывают украинцы. Тем более это при том, что как показывают соцопросы, многие избиратели после последних президентских и парламентских выборов свою точку зрения не поменяли.

Когда только начинались тарифные протесты, возникал вопрос – почему люди просто требуют снизить тарифы, вместо того, чтобы снизить процент от доходов семей, который должен идти на коммунальные услуги. Да, тянуть деньги из дырявого бюджета на субсидиантов конечно не самая лучшая идея. Но если уж власти так упорно настаивают на том, что именно рынок все должен урегулировать, а не они, и что вопрос тарифов зависит от рынка. Как говорится, откуда деньги – уже не наше дело. Только чтобы все доходы не шли на эту самую коммуналку.

Да, можно снизить тарифы, поднять другие показатели цен, и от этого «проценты от доходов» власть имущих не пострадают. Но есть еще другой путь – отбирать, или как правильней сказать, конфисковать имущество за долги. Хватит ли цинизма у власти на то, чтобы отбирать у людей последнее – покажет время. Да, есть Конституция и есть законы. Но благодаря хорошей или злой воле в них можно вносить правки и вводить новые законы. И в данном вопросе смотреть ли на то, насколько сильно у украинских властей желание наполнить себе карманы, будет не совсем верным. Хотя и немаловажным, но тем не менее… От стран Запада Украина отстает практически по всем показателям. И как показывает «сотрудничество с нашими западными партнерами», это «отставание» только увеличивается. А вот жилье пока осталось… повод задуматься.

Богаче многих американцев и европейцев… пока что

«Объем предоставляемых субсидий в 2021 году в лучшем случае не будут пересматривать, а в худшем – будут их сокращать, если эта власть останется на своих креслах. Лишение собственности украинских граждан является требованием МВФ, как ее общая политика», — заявил экономист Всеволод Степанюк.

Это делается для того, чтобы за долги забрать собственность, в том числе и у граждан Украины, говорит эксперт.

«Украинцы до сих пор являются богаче многих американцев и европейцев, поскольку у них есть в собственности жилье. У около 70% граждан США нет своего жилья, и у более половины граждан ЕС также его нет. То есть цель МВФ — сделать украинцев еще беднее. По этой причине общая политика, в том числе и по тарифам, направлена не на сбалансирование каких-то показателей, а именно на лишение имущества украинских граждан. Подобная политика уже была в Хорватии и Черногории. МВФ нужны не собственники, а работники на их предприятиях», — отметил он.

На рассмотрении в ВР были поправки к закону, которые делают конфискацию жилья за коммунальные долги невозможной, заявил эксперт по энергетическим вопросам Геннадий Рябцев.

«В целом прецеденты есть, но эти дела пока рассматриваются и пока еще никого не лишили жилья за долги. Тем не менее, по большому счету, вся политика правительства как раз идет в этом направлении. Поскольку оно поддерживает производителей и поставщиков, но не поддерживает потребителей. А раз так, то ради доходов крупных собственников рядовые украинцы «должны» пострадать», — отметил он.

Повышение коммунальных тарифов в первую очередь ударяет по бюджету, ведь увеличивается сумма на субсидии. Во-вторых, круг их получателей должен быть максимально упрощен, заявил экономист Олег Пендзин.

«На сегодня много людей, получающих субсидии, не могут выплачивать вторую часть, которая на прямую ложиться на их плечи. Здесь проблема не в стоимости коммунальных услуг, а в доходах населения. Надо бороться с причинами, а не с последствиями, и пока не будет устранена проблема низких доходов украинцев, до тех пор будут проблемы с ростом коммунальных долгов. Что касается того, будут ли отбирать жилье из-за долгов, то есть норма Конституции, которая запрещает это делать, если это единственное место проживания семьи», — отметил он.

Читайте также по теме