Кризис строительного рынка: как оживить отрасль

Начиная с конца 2008 года строительный рынок Украины стагнирует. Для потенциальных покупателей квартир до сих пор это явление было исключительно положительным. Потому что цены на жилье падали, пусть и незначительно. Сейчас же, спустя 6 лет после начала активной фазы кризиса, кроме позитивных моментов появились и негативные. Связано это в основном с замораживанием объектов, которые застройщики привыкли возводить на постоянно текущий поток кредитных денег.
Согласно данным Госстат, в январе 2014 предприятиями Украины выполнено строительных работ на сумму 2,7 млрд.грн. Индекс строительной продукции в январе 2014 по сравнению с январем 2013 составил 83,6%. Если же сравнивать с декабрем прошлого года, что объемы строительных работ упали более чем в три раза и составили всего 31,7% от предновогодних. К новому строительству, реконструкции и техническому переоснащению можно отнести 82,4% от общего объема выполненных строительных работ. К капитальному и текущему ремонтам – 8,7% и 8,9% соответственно.
Для «оживления» строительного рынка и существенного обогащения различного рода мошенников придумываются различные схемы. В частности, уже несколько лет по кулуарам Верховной Рады бродила идея законопроекта об упрощении лишения жилья тех, кто живет в «хрущевках». Уж очень застройщикам нравятся куски киевской земли, на которой можно быстро и просто заработать денег. В нынешнем году идея обрела материальное выражение. Конфедерация строителей Украины рассчитывает на принятие Верховной Радой законопроекта, определяющего порядок проведения работ по сносу жилых домов периода массовой застройки 1960-70-х годов и строительства нового жилья на их месте. Президент КСУ Лев Парцхаладзе
color="#0000ff">заявил: «Законопроект уже готов, мы подали его в Кабинет Министров и рассчитываем на его принятие в этом году».
При этом, никто не говорит о том, что существующий жилой фонд в виде хрущевок обеспечивается и инфраструктурой, рассчитанной на них. Начиная от инженерных сетей и заканчивая объектами соцкульбыта. Снос же хрущевок и возведение на их месте высоток потребует переделки карты города и серьезного изменения очень многих объектов. Кто это будет делать и в какие деньги и время это ложится – неизвестно. Точно также непонятен механизм предоставления гарантий выселяемым жильцам хрущевок. Очень может оказаться, что они просто окажутся на улице – без квартир и денег.
Чтобы активизировать жилищное строительство есть и иные, более эффективные, хотя и сложные пути. К примеру, возможно:
  • запретить ипотечное кредитование. Этот шаг оставит на рынке только тех застройщиков и девелоперов, основным бизнесом которых является строительство и продажа объектов недвижимости. При отсутствии кредитов, стоимость одного квадратного метра снизится примерно в два-три раза. Так как на откаты просто не будет денег. Строить придется ориентируясь на возможности и потребности покупателей, а значит качественнее и дешевле. Тратя свои, а не кредитные деньги, люди склонны выдвигать более жесткие требования к покупкам. Альтернатива – продажа жилья в рассрочку с минимальным сроком в 10 лет. При этом подобная схема продажи может работать как для государственного жилого фонда, так и для частных компаний. В последнем случае государство выступает гарантом возврата денег инвестору, кредитуя без процентов гражданина – покупателя жилья. Если покупатель не может рассчитаться, то продавец в любом случае получит свои деньги от государства и квартира будет в таком случае уже собственностью именно государства. Эта схема может в первую очередь работать с сегменте социального и молодежного. Еще одной альтернативой должна стать аренда жилья с последующим выкупом;
  • ввести уголовную и административную ответственность для застройщиков (начиная от девелоперов и заканчивая рабочим на стройке и самостоятельными перепланировщиками, которые решили переделать свою «частную собственность» снеся несущие стены или навесить на фасад лишний балкон) за несоответствие проекта и уровня исполнения работы СНиПам и ГОСТам. Сейчас «за все» почему-то отвечает только архитектор. Напомню, что в Госархстройинспекции
    color="#0000ff">утверждают, что на каждой третьей проверенной новостройке, выявляются нарушения строительного законодательства, а по результатам плановых проверках в 2013 году только каждый четвертый объект можно отнести к числу благополучных. Только за полгода Госархстройинспекцией направлено в Минрегион почти 200 представлений о рассмотрении вопросов о лишении сертификата специалистов, осуществляющих технический и авторский надзор. По результатам всех проведенных контрольных мероприятий в прошлом году вынесено почти 19 тысяч предписаний об устранении нарушений. В качестве крайней меры останавливалось выполнение строительных работ на 1700 объектах. Больше всего таких объектов — во Львовской, Ровенской, Киевской, Донецкой областях, городе Киеве и в Автономной Республике Крым;
  • ужесточение законодательства в отношении контроля исполнения по Генплану, зонингу и детальным планам территорий;
  • распределять участки под застройку только после утверждения генпланов, выполнения зонинга и детального плана территорий населенных пунктов и в автоматическом режиме (электронные аукцион, к примеру). Чем меньше людей – тем меньше коррупции. А электронный аукцион даст возможность определять реальные стоимости участков.
  • создать одинаковые правовые условия для работы на внутреннем рынке отечественных и иностранных компаний и определить формат государственных гарантий для зарубежных предприятий.
Это далеко не все что можно сделать. Но здесь, как и в любом ином варианте улучшения существующей ситуации на первое место выходит не производство законов, а контроль за их исполнением.

Читайте также по теме