Кто оплатит обещания правительства?

Как обещал Кабмин, плата за газ для металлургических предприятий будет не выше его цены на границе Украины с Россией, определяемой путем двусторонних переговоров. При этом все дополнительные платежи, взимаемые правительством в таких случаях, ляжет на остальных промышленных потребителей, бюджетные организации и физических лиц.

Кому нужнее?

Во время встречи премьер-министра Украины Юлии Тимошенко с представителями отечественного горно-металлургического комплекса глава правительства заявила о том, что Кабинет Министров «обязуется обеспечить поставку природного газа для предприятий отрасли по той же цене, по которой его импортируют в Украину». Это подразумевает, что для определенной категории промышленных потребителей правительство обещает упразднить абсолютно все дополнительные платежи – так называемую целевую надбавку, НДС, плату за транспортировку, хранение, реализацию газа на территории Украины и так далее, – которые на сегодня составляют более 40% его конечной цены. /> Наряду с этим г-жа Тимошенко подчеркнула, что «правительство делает все возможное для того, чтобы сохранить в 2009 году нынешнюю цену на этот вид топлива». А это означает, что оно не только берет на себя обязательства сделать все от него зависящее в ходе российско-украинских газовых переговоров, чтобы добиться настолько низкой исходной цены на газ на границе Украины с Россией, насколько это возможно в принципе; но и, в качестве монопольного поставщика этого вида топлива всем категориям потребителей, собирается проявить максимальную корректность в подсчете украинских затрат, существенно влияющих на его конечную цену.
Тем временем, по оценкам независимых аналитиков, металлургические предприятия как раз не входят в число тех потребителей газа, которые в первую очередь нуждаются в подобного рода помощи государства. Ведь, как указывает аналитик компании «Ренессанс Капитал Украина» Константин Головко, в текущем году до начала кризиса доля затрат на покупку природного газа в совокупных расходах металлургов на производство 1 тонны готового проката составляла примерно 5-7%. Впрочем, по его данным, еще в 2005 году этот показатель не превышал и 3-4%. И то, что затраты металлургических компаний на этот вид топлива в течение 3 лет выросли почти в 2 раза, разумеется, сказалось на размерах их прибыли.
В целом, как подчеркивает аналитик, именно потому, что доля газа в себестоимости металлургической продукции весьма незначительна, в благоприятные периоды даже значительный скачок цен на этот вид топлива оказывается для метпроизводителей почти неощутимым. Что же касается нынешней кризисной ситуации, то, по словам г-на Головко, по той же самой причине какие бы то ни было преференции властей не будут иметь для них решающего значения. По его мнению, даже 40% рост цен на газ в 2009 году – до 300 долларов за 1 тыс. куб. м, – а на сегодня это максимальный уровень, прогнозируемый экспертами, – повысит долю газа в общих затратах металлургов на производство 1 тонны готового проката лишь до 6-9%. И, соответственно, только в этих пределах она может быть и снижена.
На этом фоне подавляющее большинство аналитиков сходится на том, что еще один украинский макроэкспортер – химическая отрасль, предприятия которой на нынешней неделе начали останавливать, нуждается в подобного рода льготах гораздо больше, поскольку доля газа в себестоимости продукции отечественных «химиков» значительно выше, чем у металлургов. И именно поэтому рентабельность украинских компаний по производству удобрений еще в прошлом году, когда о глобальном кризисе не было и речи, упала почти до нулевой отметки. Впрочем в нынешнем году, до начала кризиса, несмотря на рост цены на газ, большинство из них «вышли в плюс». Однако это произошло только лишь вследствие того, что в течение первого полугодия цены на удобрения на мировом рынке стремительно выросли.
В нынешней же ситуации всеобщего спада расходы на газ могут сыграть роковую роль даже для тех предприятий химической промышленности, которые ранее казались вполне благополучными. Дело в том, что, как констатирует директор Европейского банка реконструкции и развития в Украине Камен Захариев, «украинские химпредприятия в различной степени готовы к кризису и разного рода неблагоприятным факторам, в том числе – неизбежному, несмотря ни на что, росту цены на газ». Так, некоторые из них, по данным эксперта, «в определенной мере успели диверсифицироваться и не очень от нее зависят, а некоторые могут оказаться на грани банкротства и стать собственностью тех российских компаний, у которых есть доступ к газу».
Одним словом, как раз для «химиков» максимальное снижение правительством всех возможных платежей и поборов, позволяющее экономить до 40% конечной цены природного газа, могло бы оказаться решающим фактором, способным обеспечить отрасли выживание.

За чей счет?

Напомним, что обещанию отменить все дополнительные платежи, определяющие конечную цену газа для украинских потребителей, предшествовал ряд довольно противоречивых решений Кабмина, в котором жесты доброй воли чередовались с ужесточением финансового давления. Так, месяц назад правительство приняло постановление, согласно которому с 1 октября нынешнего года предприятия металлургической и химической отраслей были освобождены от уплаты так называемой целевой надбавки на стоимость природного газа, составлявшей 12% от исходной цены для металлургов и 6% – для «химиков».
Однако уже через пару недель после этого Национальная комиссия регулирования электроэнергетики с 1 декабря текущего года повысила розничные цены на природный газ для населения на 35% – до 48,36-196,86 коп. за 1 куб. метр. Наряду с этим вступил в силу приказ Министерства топлива и энергетики о повышении размера надбавки к цене на природный газ для промпотребителей и бюджетных организаций в виде так называемых расходов компании «Нафтогаз Украины», а попросту – платы за реализацию газа, на 39,1% – до 121 грн. за 1 тыс. куб. м. Сделано это было по поручению Совета национальной безопасности и обороны Украины «с целью улучшения финансового положения государственного холдинга».
Все это означает, что наряду с незначительными преференциями, предоставляемыми отдельным отраслям, наряду с обещаниями безграничного протекционизма первым попавшимся, а не самым нуждающимся, правительство уже сейчас перекладывает все возможные издержки от подобных мер на плечи всей экономики в целом. Более того, при неизменной исходной цене газа на границе Украины с Россией, оно, несмотря ни на какой кризис, продолжает увеличивать в ней долю дополнительных платежей. Так при росте исходной цены на газ в среднем на 35% ежегодно или – примерно в 2 раза за 2 года, его конечная цена за этот же период, вследствие роста дополнительных платежей, увеличилась почти в 3 раза!
Следует отметить, что в течение всего этого времени украинское правительство регулярно давало обещания не только не повышать (этого даже никто не декларировал), но, наоборот, всемерно снижать долю дополнительных платежей в конечной цене этого вида топлива. В частности, в том, что касается нынешнего года, то, как прогнозировали специалисты Секретариата Президента, конечная цена газа для промпотребителей должна была составить не более 230 долларов. Снижение доли дополнительных платежей примерно на 10% должно было произойти в результате внедрения ряда эффективных мер по минимизации роста внутренних цен, разработка которых была поручена Министерству промышленной политики.
Наряду с этим эксперты рынка считали цифру, прозвучавшую в Секретариате, заниженной и предполагали подорожание 1 тыс. куб. м газа до 260 долларов. Кроме того, еще в начале года они предполагали, что даже если государство и пойдет на какие-либо уступки в плане снижения каких-либо дополнительных платежей одного типа, они будут уравновешены ростом других поборов.
Как бы то ни было, но последующие события превзошли даже самые пессимистические прогнозы экспертов. Так, если с 1 января нынешнего года правительство установило предельную цену на газ для промпотребителей на уровне 934,7 грн. (без учета дополнительных платежей), то с 1 июня оно ее повысило до 1476,71 грн. Главной причиной того, что при неизменной цене газа на границе Украины с Россией его цена на внутреннем рынке Украины выросла на 30%, стало постоянное увеличение целевой надбавки, которая на сегодня для металлургов и химиков отменена, а также – введение ранее не взимавшейся платы за реализацию газа, которая с 7 ноября повышена на 39%. В итоге на сегодня металлурги и химики чуть-чуть сэкономят на целевой надбавке, но, вместе со всеми промпотребителями, вынуждены будут раскошелиться на более высокую плату за реализацию газа.
В то же время, считают эксперты, на фоне регулируемого украинским правительством уровня дополнительных платежей, более эффективным инструментом сдерживания цен на газ для промпотребителей мог бы стать более активный отказ от практики установления заведомо более низких тарифов на газ для населения и некоторых других привилегированных групп потребителей, чем для промышленности, которая оказывается их донором. Кроме того, выравнивание ценовых условий для всех потребителей создаст ценовой сигнал, который будет стимулировать снижение потребления газа и повышение энергоэффективности.

Тенденция и фактор

В преддверии российско-украинских газовых переговоров, которые были инициированы еще до начала кризиса, эксперты предостерегали, что злоупотребление дополнительными платежами, растущими значительно быстрее исходной цены на газ, может крайне негативно повлиять на их исход. Ведь коль скоро само украинское правительство считает возможным облагать отечественных потребителей все новыми и новыми поборами, значит настаивать на каких-то уступках со стороны россиян просто неуместно. А даже если такие попытки и будут предприниматься, российская сторона всегда может использовать примеры ценовой политики украинского Кабмина как контраргумент: дескать, если вам нужна меньшая цена, оптимизируйте свои внутренние расходы.
Напомним, что, несмотря на ранее достигнутое соглашение о расчете стоимости газа на границе Украины с Россией в соответствии с формулой или – в привязке к ее европейскому уровню, сейчас стороны намерены договориться о фиксированной цене. Как уточнил председатель правления компании «Нафтогаз Украины» Олег Дубина, речь идет о контракте на поставку газа и его транзит до 2019 года, в котором будут особо оговорены так называемые «переходные» цены, фиксированные на каждый из ближайших трех лет и соответствующие возможностям украинской экономики.
Впрочем, в течение последнего месяца ситуация радикально изменилась. Следуя общемировой тенденции к существенному падению цен на сырье, в том числе и энергоносители, цены на газ значительно снизились. А потому – ни о каких 400 долларах, анонсированных ранее «Газпромом», речь уже не идет. Эксперты предполагают, что скачок цены на газ для Украины в следующем году будет пропорциональным общей динамике повышения стоимости этого вида топлива в предыдущие три года – то есть на уровне 40% от нынешней цены. В итоге она составит, по разным прогнозам, от 230 до 300 долларов.
И именно это, как подчеркивают эксперты, и станет главным позитивным моментом в определении конечной цены. То есть, если динамика роста «украинской составляющей» в конечной цене газа, так же, как и динамика роста исходной цены, сохранится на прежнем уровне, то при цене газа на границе Украины с Россией в 250 долларов за 1 тыс. куб. м отечественные промпотребители будут платить за него не менее 450 долларов. Что, конечно же, на фоне прогнозировавшихся экспертами ранее 600-700 долларов выглядит просто манной небесной. Если, конечно же, в условиях поэтапной остановки многих отраслей ее еще будет кому вкушать.

 

Читайте также по теме