Димитрий Бабич
10:00 25/05/2012

Кто виноват в «пробках» на железной дороге?

Опоздание пассажирских поездов, вносящее ощутимый диссонанс в, казалось бы, отлаженную работу всего железнодорожного транспорта, давно стало делом привычным. Особенно в летний период, когда на отдельных участках дороги проводятся плановая замена и внеплановый ремонт полотна. Так уж получается, что неудобства, связанные с «не лучшим» состоянием магистралей, вынуждены терпеть не только и не столько путевые бригады, которые и под палящим солнцем, и под проливным дождем выполняют предписанные им функции, но и тысячи, а то и десятки тысяч пассажиров, по этой же причине вовремя не попадающие на важные деловые встречи или, например, к месту отдыха. Но порой отдельные случаи «непредвиденных ситуаций в пути» действительно поражают парадоксальностью.

«Алло, передайте пожалуйста директору, что я немного задерживаюсь, — голос тучного человека в накрахмаленной белой рубашке превращается из дисканта в фальцет. — Нашу электричку остановили где-то посреди поля, сидим уже четвертый час. Но я обязательно буду присутствовать на совещании!». После этих слов добрая половина вагона пригородного электропоезда разражается единодушным гомерическим хохотом. Дескать, каким же это нужно быть оптимистом, чтобы просидев столько времени в душном, до отказа забитом людьми помещении, и не имея никакой информации о перспективе движения состава, не только обещать начальнику появиться на важном мероприятии, но и думать о работе вообще!

Пассажиры перешептываются между собой, пророчат бедняге выговор и как бы между прочим припоминают, сколько раз на данном маршруте происходили подобные ситуации. Вот неделю назад какой-то бедняга из-за такого же простоя электрички не успел встретить в Киеве проходящий поезд и не встретился с родственниками, которых не видел больше десяти лет; вот три дня назад молоденькая студентка опоздала на важный экзамен в университете, из-за чего у нее могут быть серьезные неприятности; а вот вчера… И так далее. Практически за каждой историей этого конкретно взятого пассажира электропоездов, следующих по маршруту Нежин-Киев — если не жизненная трагедия, то уж, по меньшей мере, проблема, на решение которой опять-таки потребуется время.

Казалось бы, все предельно просто. На отрезке пути между двумя городами ведутся ремонтные работы: заново создаются насыпи, производится замена рельсов и шпал, обновляется система сигнального оповещения. В связи с этим, выражаясь языком специалистов, «в расписание движения поездов вносятся соответствующие коррективы». Вернее, как показывает практика — существенные. /> В первую очередь, эти коррективы коснулись расписания пригородных и межобластных поездов, вынужденных, часами простаивая на перегонах, пропускать по единственной свободной колее своих скорых и скоростных собратьев. Для рядовых пассажиров этот маневр действительно порой превращается в пытку: никто не знает, когда именно состав отправится с места вынужденной стоянки и уж тем более никто не даст ответ на вопрос, когда именно он прибудет в пункт назначения.

Впрочем, непредвиденные ситуации уравнивают в проблемах как дачников, перемещающихся на сравнительно небольшие расстояния, так и тех, кто предпочитает с комфортом путешествовать на междугородных и международных маршрутах. В частности, только 23 мая из-за поломки электровоза, оказавшегося на единственном свободном пути под Заворичами (Нежинская дистанция пути) на ближайшие станции с большим опозданием прибыли сразу несколько поездов, включая Кишинев-Москва, София-Москва и Харьков-Трускавец. А электропоезд 6915 Нежин-Киев, который, согласно тому же расписанию, должен прибывать на конечную станцию в 13-53, появился в столице, ни много ни мало, в 18-45. Говорить о каких-либо причиненных пассажирам «неудобствах» в данном случае излишне…

«От непредвиденных ситуаций в дороге не застрахован никто, — говорит о последнем случае в комментарии агентству «ГолосUA» юрист «Укрзализныци» Дмитрий Антошин. — Поломка электровоза — это, безусловно, та неприятность, которая в одинаковой степени доставляет хлопоты и железнодорожникам, и пассажирам. И главная задача первых здесь — сделать все, от них зависящее, дабы как можно быстрее эту поломку исправить. Нет никакого сомнения в том, что движение на данном отрезке возобновилось сразу же после того, как это стало возможным».

По словам экспертов, ремонт же отдельных участков дороги должен проводиться регулярно, поскольку и само полотно, и обслуживающие его системы являются частью сложнейшего механизма, от слаженной работы которого порой зависят человеческие жизни. Кстати, существенные изменения в расписаниях движения поездов, включая товарные, в связи с дорожными работами в разное время года вносятся и в странах Западной Европы. Так, в Великобритании из-за профилактических мероприятий на подъездных путях к Лондону зимой и весной с опозданием приходят сотни составов.

Правда, в подобных случаях пассажир имеет полное право на материальную компенсацию морального ущерба…

Читайте также по теме