Президент Украины Владимир Зеленский заявил о стагнации нормандского процесса. Он назвал причиной нежелания Российской Федерации шагать вперед. С какой целью Президент делает такие заявления, стоит ли ждать изменений в работе нормандского формата, а в случае отсутствия таковых – его переформатирования, а также какую роль здесь сыграют США – разбирался ГолосUA.
Невозможность или нежелание
По словам Зеленского, война между странами должна закончиться, Украина должна вернуть своих людей и территории.
“Действительно, я считаю, что если будет продолжаться стагнация нормандского формата – а причин для этого много: сначала был COVID, и шесть-семь месяцев мы слышали, что из-за COVID мы не можем собираться – были видеовстречи в минском формате и даже были видеовстречи советников нормандского процесса… Но все это – разговоры”, – заявил он.
С его слов, после парижского саммита был какой-то процесс, но потом пошла стагнация.
Все войны (противостояния, конфликты и т.д.) выигрываются еще до их начала. Нормандский формат существовал и был при власти Трампа в США – но все равно, не взирая на заявления о перемирии, на Донбассе его нарушают.
Да, в США были выборы, и появился новый президент. Но судя по финансовой политике штатов, которая является основным ориентиром, ощутимых перемен не будет, ведь Байден продолжил экономическую политику своего предшественника. А, следовательно, торговые партнеры останутся прежними.
Необходимо понимать, что финансовая глубина экономики в США и европейских странах значительно превышает показатели в Украине и РФ. А следовательно – мы от них зависимы. Да, санкции вводятся, но остается вопрос – ради результата или популизма. И если речь идет о популизме, то захотят ли США брать на себя публичную ответственность, становясь членами нормандского формата.
Ведь в таком случае, если будут перемены в составе формата, следует в теории ждать и перемен в практических результатах. А кто захочет брать на себя ответственность за публичное за отсутствие?
То же самое касается и вероятности создания некого альтернативного формата. Ведь чтобы новая переговорная площадка дала результаты, нужны активно заинтересованные стороны, которые не будут прикрываться ролью арбитра, а реально будут нацелены на практический и конкретный результат.
Есть такое философское утверждение, что «пока ты сам о себе не позаботишься, этого за тебя никто не сделает» и не надо никого винить. То же самое касается и страны – пока Украина не начнет заботиться о своих экономических мощностях, любые форматы войн она будет проигрывать. Но пока, как видно со слов главы государства, мы думаем о смене переговорных площадок, опять ставя себя в зависимость от кого бы то ни было…
Потеря эффективности
«Это явная натяжка, поскольку США изначально не участвовали в этом формате, и войти в него без острой заинтересованности со стороны России, Франции и Германии Соединенные Штаты, разумеется, не смогут. Представить себе ситуацию, в которой Россия пригласит Соединенные Штаты участвовать в таком формате теоретически возможно, поскольку Россия все равно обладает блокирующим пакетом, но вместе с тем большого смысла для Москвы в этом нет, поскольку он может превратиться в такую же пропагандистскую площадку, как и планируемая украинскими властями Крымская платформа. Поэтому создавать такую информационную площадку, в которой три или четыре стороны будут критиковать Россию, Москва, скорей всего, на это не согласится», – сказал директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов.
Эксперт отметил, что нормандский формат теряет свою эффективность.
«Что касается самого нормандского формата, то он также теряет эффективность, хотя и по дипломатическим соображениям продолжает функционировать», – отметил Сергей Толстов.
Вероятность переформатирования
МИД Украины готовы рассмотреть возможность создания другого формата переговоров, чтобы расположить к себе новую администрацию США, заявил политический аналитик Руслан Бизяев.
«Дело в том, что Кулеба понимает: текущее расширение нормандского формата невозможно в принципе без согласия всех сторон. Но надо «сделать кивок» в сторону новой администрации США и нового госсекретаря Блинкина в частности. Поэтому он и говорит: если мы США не сможем инкорпорировать в нормандский формат, то создадим другой формат переговоров, где обязательно будет присутствовать США», – сказал политический эксперт.
На «нормандских переговорах» сейчас обсуждаются вопросы, которые базируются на формате перемирия, а не интеграции Донбасса: это обмен пленными, это разведение сторон (в зоне ООС) и прочее, говорит эксперт.
«Глобальных проблем в ходе переговоров нет, но и особого желания сторон двигаться вперед ударными темпами я не вижу», – описал ситуацию аналитик.
На данный момент участники переговоров преодолели некую критическую точку в поиске компромисса, говорит эксперт.
«Я думаю, что участники переговоров в нормандском формате подошли к критической точке не в январе 2021 года, а еще в июне-июле 2020 года, когда приступили к переговорам относительно имплементации политической части договоренностей, достигнутых на встрече лидеров в Париже. И вот тут начались проблемы. Тупик наступил тогда, а все остальное – это следствие», – сказал политический эксперт.
Нельзя сказать, что минский формат не дал вообще никаких результатов по Донбассу, говорит политолог Валентин Гайдай.
«Тем не менее, надо концептуально переосмыслить переговорный формат. Не отрицаю, что, по мнению многих экспертов, привлечение наших партнеров по Будапештскому меморандуму способствовало бы большому эффекту на этих переговорах», — заявил политолог
Некоторые также считают, что надо пригласить Китай, подчеркивает эксперт.
«Но, на мой взгляд есть взаимоисключающие факторы, поскольку эта страна партнер с РФ, и можно было бы педалировать некие инициативы, которые бы поддерживал Китай, и это бы имело влияние на РФ. Но присутствие Китая отвергнут западные страны, даже если гипотетически в этот формат захотят войти США и Британия. Тем не менее, на практике англосаксы присоединиться не захотят, поскольку им выгодно, чтобы данная ситуация продолжалась. Чтобы Россия и Европа изматывали себя санкциями, а Украину просто использовать как плацдарм», — отметил он.