Никита Бегаль
07:00 29/10/2018

Курс доллара «под елочку»: ожидания и прогнозы экспертов

Глобальных угроз для гривны до конца года нет, утверждают эксперты, однако без реальных экономических результатов национальная валюта обречена в будущем на планомерное ослабление.

Украина вступила в новый деловой сезон без сюрпризов. Если до осени наблюдались скачки, которые связывали с преждевременной выходом бизнеса на валютный рынок и фактором ОВГЗ, то ныне  курс гривны оказался на более-менее  устойчивой орбите.

Негатив, правда, на прошлой неделе вносили возмещения НДС, которые насытили банковскую систему гривной. Кроме того, на курс доллара повлияли сдержанность экспортеров при продаже валюты и спрос со стороны крупных импортеров. 

Все это, естественно, активизировало спекулянтов, отчего к середине прошлой недели торги на межбанке  закрывались с долларом по 28,29 гривны. При этом с рук «зеленый» продавали в среднем по 28,15 гривны, а на наличном рынке он торговался по 28,25 гривны.

Курсовые качели, как говорят эксперты, нас традиционно ждут нас до и после Нового года, когда бизнес будет нуждаться в валюте для закрытия своих финансовых обязательств.

В целом, по оценкам аналитиков Forex Club, в IV квартале при оптимистическом сценарии курс будет находиться в коридоре 27,75-28,5 грн/долл, а при пессимистическом — 29-32 грн/долл. При этом базовый сценарий предполагает курс доллара в диапазоне 28-30 гривен. В то же время власти нацелены на плавную девальвацию гривны. Об этом говорит содержание госбюджета-2018, где курс определен на уровне 29,30 грн/долл. к концу года. А как насчет 2019 года?

«В начале 2019 года курс, на самом деле, может превысить отметку 30 грн/долл. А потом будет ревальвация», — заявляет экономист Александр Охрименко.

Он также отмечает, что договоренности с МВФ по новому кредиту в 3,9 млрд долларов «пока никак не повлияют на курс».

 «Во-первых, на курс доллара повлияет деятельность наших гастарбайтеров, а точнее деньги, которые они ввезут в страну (в прошлом году они перечислили в Украину нелегальным и легальным путями около 14 млрд долларов – прим. Ред.). Во-вторых, закупка газа. Его мы покупаем за валюту. В-третьих, — погашение внешних долгов. В 2018 году осталось погасить очень немного – основные платежи выпадают нам на начало следующего года», — добавил эксперт.

Действительно, в 2019-2020 годах ожидаются пики по выплате внешних долгов. В частности, в следующем году на эти цели понадобятся около 427 млрд гривен, что составляет треть от бюджета страны. Эти платежи совпадут с политической турбулентностью из-за президентских и парламентских выборов.

Также на курс будут влиять наша экспортная активность и конъюнктура на внешних рынках (прежде всего цены на цены металл, руду и зерно), от которой сильно зависит Украина.   

«При такой структуре экономики —  аграрно-сырьевой,  гривна запрограммирована на девальвацию.  В слабой экономике не может быть сильной валюты. Украинская экономика живет в дефицит. Мы продаем меньше, чем покупает. В 2017 году дефицит внешней торговли товарами Украины перевалил за 6 млрд долларов. В ближайшие три года курс превысит отметку 30 грн/долл., так как внешнеэкономическая конъюнктура показывает признаки ухудшения. Из-за торговых войн между США и Китаем проседают рынки металлопродукции,  также снижаются цены на подсолнечное масло, а Украина экспортер номер один по этому виду продукции. С другой стороны, растет цена на нефть и нефтепродукты. То есть, больше валюты нужно тратить для импорта энергоресурсов при снижении валютной выручки. Соответственно, девальвационные тенденции будут сохраняться», — отмечает экономист Виктор Скаршевский.

Международные аналитики также не питают оптимизма в отношении гривны. Они  считают, что к концу 2019 года обменный курс составит 30,30 грн/долл., 2020 года — 31,20 грн/долл., 2021 года — 32,10 грн/долл.

Работающая экономика, «здоровый» платежный баланс, приток инвестиций и удовлетворительный  уровень золотовалютных запасов – это гаранты крепости национальной валюты. Но сегодня Украина, к сожалению, по всех пунктам хромает.  

 

Читайте также по теме