Андрей Кислов
09:00 25/05/2021

«Ласковая» дискриминация: Зеленский назвал некоренных

Минкульт запускает девятилетнюю программу «ласковой украинизации», а Президент зарегистрировал законопроект, по которому коренными народами считаются только те, кто не имеет «собственного государственного образования за пределами Украины»

«Петь, и рассказывать другим»

Кабинет министров одобрил концепцию государственной программы по развитию и функционированию украинского языка на 2022-2030 годы, которая предусматривает так называемую ласковую украинизацию.

Министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко в Telegram пояснил: «Мы в МКИП придерживаемся именно ласковой украинизации, которая будет иметь долговременный эффект. Для достижения нашей цели нужно способствовать появлению желанию читать на украинском, смотреть, смотреть, разговаривать, петь и рассказывать другим».

Для появления соответствующего желания, программа, в частности, предусматривает: обязательное использование украинского языка должностными лицами; стимулирование дублирования кино на украинском языке; повышение качества преподавания государственного языка в учебных заведениях; поддержку книгоиздательского дела; поддержку украинского культурного продукта.

Отметим, что все это уже предусмотрено языковым законодательством, и давно воплощается в жизнь. Действуют языковые квоты на радио и телевидении. Однако, в СМИ, со ссылкой на данные Google Украина, сообщалось, что украинские пользователи в 2020 году слушали на YouTube в основном российских исполнителей. В десятке самых популярных клипов оказались только два ролика украинских артистов, и те пели на русском.

О качестве «украинского продукта» в министерстве культуры не высказываются. Министр считает, что Кремль «использует язык как способ размыть нашу самоидентификацию». А чтобы этого не происходило, Александр Ткаченко собирается «сделать так, чтобы все мы — украинцы — поняли ценность своего языка». «Потому что наш соловьиный — общее достояние, язык нашей независимости и идентичности», — пояснил министр.

Напомним, что, когда принимали языковой закон, его авторы подчеркивали: права нацменьшинств документ не нарушает – в быту, как и сейчас, говорить можно будет на любом языке. Теперь министр культуры и информационной политики высказывает сожаление, что «по-украински ежедневно дома и на работе общается не большинство населения». А министр считает, что украинский язык должен звучать везде: на работе, учебе, на улице, в учреждениях.

Вводя свою «ласковую украинизацию», Ткаченко планирует противостоять российской агрессии, действовать стратегически, но взвешенно.

Отметим, что в Верховной Раде зарегистрирован закон о коренных народах Украины, авторства Президента Владимира Зеленского. В пояснительной записке указано, что он создан для установления правовых гарантий на полное владение всеми правами человека.

Законопроект определяет, что коренной народ — автохтонное этническое сообщество, которое сформировалось на территории Украины, является носителем самобытного языка и культуры, имеет традиционные, социальные, культурные или представительские органы, самосознание себя коренным народом Украины, составляет этническое меньшинство в составе ее населения и не имеет собственного государственного образования за пределами Украины.

Таким образом, к коренным народам могут быть отнесены украинцы, и лишь одно национальное меньшинство, поясняет эксперт Украинского института политики Дмитрий Заборин. «То есть венгры, живущие здесь более 800 лет — не коренной народ. Греки, колонизировавшие пустынное побережье еще до нашей эры — не коренной народ. Даже русские, коими именовалось все население Руси вплоть до XVII века включительно, не коренной народ. А татары, заселившиеся в Крым примерно тогда же, когда венгры в Закарпатье — однозначно да», — написал он в Facebook.

Эксперт иронизирует: «но самая мякотка вот в этом – «сформировалось на территории Украины». Примерно то же самое про индейцев говорили: заняли наши земли еще до того, как мы сюда пришли».

«Мы иногда торопимся»

Законопроект о коренных народах Украины содержит вполне реальные преференции: государство может оказывать поддержку средствам массовой информации, в которых представительные органы коренных народов самостоятельно прямо обладают не менее 51 процентом уставного капитала и / или права голоса долей (паев, акций) средства массовой информации.

Поддержка СМИ будет оказываться также в случае, если средства массовой информации в соответствии с лицензией на вещания или разрешения на временное вещание осуществляют не менее 50 процентов вещания на языках коренных народов Украины и / или посвящают не менее 50 процентов вещания вопросам реализации прав коренных народов Украины.

Напомним, что принцип, по которому большинство национальных меньшинств лишаются права называть себя коренным населением, уже реализуется в закон об образовании. Детей нацменьшинств фактически подели на три категории. Первая модель обучения предусмотрена для коренных народов Украины, не имеющих государства, и не проживающих в своей языковой среде (речь идет о крымских татарах).

Для них гарантируется обучение на родном языке с первого класса до окончания школы. Отметим, что на момент принятия этого закона в 2017 году на крымскотатарском языке в Украине обучалось всего 53 ребенка.

Вторая модель была предусмотрена для школ с языком обучения национальных меньшинств, языки которых относятся к языкам ЕС. Задумывалось, что в 5 классе не менее 20% учебного времени должен занимать украинский язык с постепенным увеличением объема, чтобы в 9 на украинском изучалось 40% предметов. В старших классах на украинском языке должно быть 60% предметов.

В ту пору на венгерском языке обучалось 17 тысяч школьников, на румынском – около 16 тысяч, на польском – 1 тысяча 700, на английском – 243 ребенка, на словацком – 147, на болгарском – 58. Хотя ограничения не самые жесткие, закон вызвал недовольство Венгрии, которая в знак протеста против ущемления прав венгров, до си пор блокирует заседания Украина-НАТО на уровне министров.

Третья модель образования предусмотрена для русскоязычного меньшинства (норма для нацменьшинств «язык которых принадлежит к одной с украинским языковой семье»).  Для русских детей начальная школа предусматривалась на родном языке вместе с изучением украинского, а с 5 класса не менее 80% учебного времени — на украинском. На русском три года назад училась 281 тысяча детей — около 7% украинских школьников. Хотя родители как все платят налоги, с 2020-го учебного года в Украине не осталось ни одной школы с русским языком обучения.

А по мере вступления силу языкового закона (он вступает в силу поэтапно), появились запреты в сфере обслуживания: в кофейне и в банке, на заправке и в библиотеке к клиенту должны обращаться на государственном языке.

Александр Ткаченко отмечает: «защищая наш язык от агрессивного воздействия, мы иногда торопимся. Я о принятом законе об обязательном общении на украинском в сфере обслуживания и штрафах за его неисполнение. Моя личная точка зрения – надо начинать не с продавцов, кассиров, или официантов, а с чиновников и госслужащих».

 

 

 

 

 

 

 

Читайте также по теме