О том, что «теневой экономики» в стереотипно-мифологизированном понимании в Украине нет, мы уже писали. Но означает ли это, что ее не существует вообще? Конечно же, она есть! Но только в виде легальной «теневой экономики». Почему легальной? Да потому что практически все операции в ней происходят в строгом соответствии с действующим законодательством или при прямом попустительстве (поддержке) власти. Почему же она тогда «теневая»? Да потому, что от финансовых результатов ее деятельности госбюджет наблюдает только тень от денег, а сами деньги исчезают в туманной дали оффшоров или вообще непонятно где.
Кто же или что входит в эту тень? В первую очередь, это крупные концерны и холдинги, которые принадлежат (контролируются) оффшорными компаниями. Они имеют прекрасную и абсолютно легальную возможность выводить из Украины прибыль, не платя в ней налоги. По данным «Экономической правды» (которая ссылается на статистику НБУ) за 2010-2011 годы из страны было легально выведено порядка 420 млрд грн (это, между прочим, два бюджета Пенсионного фонда). А только за семь месяцев этого года – порядка 190 млрд грн. Как видим, скорость вывода денег увеличивается.
Вторым локомотивом легальной «теневой экономики» являются госкорпорации и крупный бизнес, которому государство «прощает» долги перед госбюджетом. Несколько дней назад Президент Украины Виктор Янукович подписал очередные изменения в госбюджет 2012, согласно которому Кабмин в очередной раз «помог» НАК «Нафтогаз» на сумму в 3,9 млрд грн. Если сложить величины помощи только этой госпомонополии за последние годы, то общая сумма может составить до четверти годового бюджета страны. А в мае прошлого года Верховная Рада «простила» предприятиям топливно-энергетического комплекса долгов перед госбюджетом примерно на 25 млрд грн. Кстати, сами предприятия ТЭК ничего подобного в отношении своих должников… не сделали. А значит, они получили возможность распоряжаться безналоговым доходом в таком объеме.
Третьим столпом легальной «теневой экономики» выступают система госзакупок и предоставления государственных гарантий. Кто, что, зачем и по какой цене закупает узнать и раньше было проблематично, а после того, как процедура госзакупок была упрощена и пусть и формальные, но все же тендеры упрощены, она стала полностью непрозрачной. При этом осталась законной. А ведь посредством госзакупок распределяется более двух третей госбюджета.
Что же касается предоставление госгарантий, то последняя информация о том, во что украинцам обошлась эта процедура «распила» бюджетных денег на сайте Минфина датируется маем прошлого года. Если кто не знает что это такое, поясню: госгарантии – это обязательство Кабмина погасить задолженность частных компаний перед кредиторами за счет бюджета страны. При этом от частной компании, за долги которой будут расплачиваться все украинцы, не требуется ровным счетом ничего – ни владеть имуществом, ни обладать хоть какой-то репутацией, ни в принципе быть способной что-то сделать. В текущем года, между прочим, объем госгарантий – около 70 млрд грн.
Все это является абсолютно легальным и законным. Но… не становится от этого менее теневым.