Лето может оказаться для депутатов Верховной Рады не таким уж спокойным. Не успел парламент разойтись на каникулы, как уже замаячил «призрак» внеочередной сессии. Депутаты от БЮТ грозят «отозвать» коллег с пляжей — в случае, если Конституционный суд признает неконституционнойп олитическую реформу, принятую в 2004-м году.
Напомним, 14 июля в Конституционный Суд обратились 252 народных депутата относительно конституционности Закона Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины" от 8 декабря 2004 года N2222–IV. Депутаты попросили отменить закон в целом на том основании, что текст документа, одобренный Конституционным Судом после рассмотрения парламентом в первом чтении, претерпел ряд изменений перед окончательным его принятием. Это решение стало своеобразной альтернативой закону о референдуме, который Верховная Рада «прокатила» месяц назад. Против него голосовали коммунисты и Блок Литвина, в результате, столь необходимому для Партии регионов документу был дан отбой. Именно на референдуме регионалы планировали отменить конституционную реформу, усилив полномочия Президента и соответственно — ослабить парламент.
Партия регионов понимает, что несмотря на создание коалиции, управлять партнерами им не по силам: и КПУ и Блок Литвина имеют собственную политическую позицию, которую демонстрируют в принципиальных случаях. А закон о референдуме для вышеназванных политических сил действительно, крайне принципиален: депутатам предлагают своими руками сделать себе «обрезание», отказавшись от большинства политических преференций, дарованных политреформой в 2004-м, когда Украина из президентско-парламентской республики превратилась в парламентско-президентскую. Парламентская коалиция получила контроль над формированием правительства, рычаги влияния на исполнительную власть, прокуратуру и силовиков. «За Президентом» остаются лишь МИД, армия и СБУ. И хотя сейчас новая власть делает все для укрепления имиджа единства парламента, Президента и правительства, все понимают: хрупкая политическая постройка может рухнуть как карточный домик, если интересы разных политических игроков будут ущемлены. Пример тому: неконституционный роспуск Верховной Рады в 2007-м году, на который те же регионалы вынуждены были согласиться на внеплановые выборы под давлением экс-президента Ющенко.
Кстати, сформировав коалицию «Стабильность и реформы» нынешний глава государства Виктор Янукович лишился возможности «разгонять» законодательный орган. Это стало одной из причин поиска дополнительных механизмов влияния на парламент от которого зависит смена государственной модели управления. Несложно, например, заметить, что сразу после провала закона о референдуме, активизировалось расследование Генпрокуратурой дела Гонгадзе. Более того, главный фигурант этого дела генерал Пукач открыто говорит, что вот-вот готов назвать главного заказчика убийства журналиста. Возможно, обвиняемый «укажет» на покойного главу МВД Юрия Кравченко… Но не исключено, что прозвучит имя тогдашнего главы президентской администрации, а ныне- спикера парламента Владимира Литвина. Именно его фракция оказалась крайне неуступчивой в вопросе о референдуме. Будут «воздействовать» и на коммунистов. Прежде всего, с помощью админресурса на местных выборах. Непопулярные реформы, инициированные кабинетом Азарова (рост тарифов, заимствования у МВФ, сокращение доли государственной собственности, увеличение планки пенсионного возраста) также могут привести к тому, что КПУ выйдет из коалиции. Или — ее «выживут» оттуда. Коммунистам очень скоро придется делать выбор между поддержкой коалиции и поддержкой электората: ведь местные выборы назначены на октябрь этого года.
Но судя по всему, осеннему избирательному марафону будут предшествовать летние конституционные баталии. Администрация Президента, наверняка будет педалировать отмену политической реформы через решение Конституционного суда. Тем более, что его новым главой недавно избран «донецкий» А. Головин. Правда, с юридической точки зрения сделать это будет очень непросто.
Во-первых, Конституционный суд не может отменять или оставлять в силе политическую реформу. Конституционный суд не толкует Конституцию. Он лишь определяет « соответствие» законов нормам украинского «Билля о правах».
Во-вторых, закона N2222–IV, который просят «оценить» депутаты — не существует. Он стал частью Конституции в 2004-м после голосования в декабре. А в 2006-м — заработал в полную силу. Виктор Ющенко этой силой воспользоваться не сумел. Сегодня Виктор Янукович (а если быть точным, то его окружение) также хочет ликвидировать права, которые делают парламент главным «определяющим» политику государства. Откровенно говоря, у нынешнего лидера достаточно полномочий для влияния на управленческие механизмы. И это видно по принципам формирования коалиции и Кабмина, по влиянию на судебную ветвь власти и усиленный контроль над силовыми органами. Но, как и во времена, Кучмы, «рычагов» не хватает окруженцам Президента. По мнению многих экспертов, именно они «подбивают» Януковича вернуться к прокучмовской модели « разделяй и властвуй».
В третьих, решение Конституционного Суда за «отмену» политреформы немедленно приведет к правовому хаосу. Если Основной Закон в редакции 2004 года утратит силу, то в законную силу вступит Конституция 1996 года. Это означает, что появится необходимость пересмотреть не только все законодательные акты, принятые на основе конституционной реформы, но и «сократить» срок полномочий депутатов, как это было до 2004 года, и вернуться к мажоритарной избирательной модели. А как быть с Президентом? «Ликвидация» политреформы может затронуть и вопрос легитимности выборов нынешнего главы государства, которые проходили в соответствии с конституционными нормами образца 2004 года.
В четвертых, Президент получит сильного врага в лице парламента. Не только оппозиция в лице БЮТ, но и партнеры по коалиции «восстанут» против недопустимости концентрации власти президентским институтом. Такой прецедент в 2004 году был преодолен как раз благодаря принятию конституционной реформы. Кстати, тогда основным «двигателем» реформы были именно регионалы — благодаря их поддержке и были внесены соответствующие изменения в Основной Закон.
Но как причудливо тасуется политическая колода! Шесть лет спустя именно Партия регионов хочет «отменить» все, что было по Конституции 2004 года. А БЮТ, которая тогда выступила жестким противником политической реформы (фракция Тимошенко — единственная, которая не голосовала 8 декабря 2004 года), сейчас, наоборот, требует сохранения конституционных изменений в полном объеме.