Генпрокурор стремится выйти из тени Президента, допускают эксперты. Они отмечают медиа-активность Юрия Луценко, прогнозируя его возвращение в политику после скорого ухода из ГПУ
«Не быть в тени Президента»
Генпрокурор Украины Юрий Луценко назвал себя политически назначенным прокурором в интервью немецкому изданию Deutsche Welle от 30 января. Он также дал обширное интервью газете «Сегодня», (обнародовано по частям в номерах от 27 и 28 января), в котором, в частности, выступил за легализацию оружия.
Директор аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев отмечает: «Не просто так Луценко активен в информационном поле, уступая по цитируемости в СМИ разве что Президенту и премьеру».
По словам эксперта, последние интервью Ю. Луценко выходят за традиционные рамки формата общения Генерального прокурора с масс-медиа.
«Во всяком случае, не помнится, чтобы кто либо из предшественников Ю. Луценко в кресле генерального мог позволить столь вольно общаться с прессой. Очевидно стремление не быть в «тени» Президента. Другой вполне очевидный момент демонстрация политической самодостаточности. Готовность, как говорят на флоте, уйти в «автономку», — рассудил Андрей Золотарев.
Следует отметить, что в интервью Deutsche Welle Луценко заявил: «Давайте скажем честно: я политически назначенный генпрокурор. Президент и парламент приняли решение, что эту карательную неподконтрольную обществу систему может изменить человек извне системы».
Как известно, Юрий Луценко был назначен генпрокурором 12 мая 2016 года вместо Виктора Шокина. Ради назначения Луценко, Верховная рада в тот же день внесла изменения в законодательство, позволяющие назначать на эту должность лиц без юридического образования и опыта работы, и сразу же опубликовала принятый закон в спецвыпуске парламентского «Голоса Украины».
А недавно Вице-президент США Джозеф Байден рассказал, что это благодаря его настойчивости в Украине за 6 часов уволили Виктора Шокина. Дескать, пришлось договариваться с Президентом Петром Порошенко и тогдашним премьером Арсением Яценюком.
«Я получил обещания от Порошенко и Яценюка, что они будут предпринимать шаги по генеральному прокурору, но они этого не сделали. Я пошел на пресс-конференцию и сказал: мы вам не даем миллиард долларов. Они мне говорят: вы не имеете таких полномочий, вы – не президент, президент говорил, что даст. Я ответил: «Так звоните ему». Я сказал, что вы не получаете миллиард долларов. Я сказал, что уезжаю через 6 часов, и если ваш генпрокурор не будет уволен до тех пор, вы не получите денег. И тот сукин сын был уволен. И на его место поставили того, кому в то время доверяли», – рассказал Байден, выступая в частной американской организации «Совет по международным отношениям».
Перед уходом из ГПУ
О выступлении Байдена в «Совете по международным отношениям» сообщил «Голос Америки» 23 января (государственное СМИ Соединенных Штатов — авт.). Издание цитировало экс-вице президента, который заявил: «Я отчаянно взволнован регрессом в борьбе с коррупцией в Киеве».
А 27 января вышло интервью Юрия Луценко, в котором генпрокурор заявил: «Мы задержали рекордное число коррупционеров».
По его словам, при получении или вымогательстве взяток задержано 9425 лиц. Из них — 1692 человека осуждены. Это более чем в три раза больше, чем за любой другой год. Хотя большинство получило условные сроки, а реально очутились в тюрьме 107 человек.
«У нас в прокуратуре примерно 1 800 000 уголовных производств, сотни тысяч судебных заседаний… мы резко активизировали противодействие коррупции», — заявил Луценко.
30 января появилось следующее интервью. В нем Луценко заявил: «Людей в Украине и в ЕС интересуют результаты борьбы с коррупцией. Часто распространяется мнение, что ничего не изменилось. Это неправда. За прошлый год мы продемонстрировали самую высокую активность за 20 лет независимости Украины».
К тому времени генпрокурор уже был в Брюсселе. Там, во время визита в руководящие институты Евросоюз, он рассказал, каким видит будущий Антикоррупционный суд.
Он назвал создание такого суда «вопросом номер один». Хотя ранее Юрий Луценко считал, что вместо отдельного суда, нужно создавать антикоррупционные палаты в судах, которые уже существуют.
Теперь он заявил: «Антикоррупционный суд должен быть создан. Есть единственная проблема, на которой я четко акцентирую: это должен быть независимый суд. А значит — не менее 50 судей».
Если ранее генпрокурор считал, что антикоррупционные палаты в судах должны судить коррупционеров независимо от того, кто их задержал — НАБУ или другой орган. То теперь он выступает за то, чтобы юрисдикция будущего специализированного суда распространялась на дела НАБУ и САП (Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры – авт.), Так, как этого требуют западные партнеры.
Политолог Руслан Бортник ранее отмечал: «Генеральный прокурор чувствует, что он может лишиться своей должности из-за ухудшения отношения с Западом».
По мнению политолога, эти отношения ухудшились из-за имевшего место конфликта с руководством НАБУ, и «серьезных трений внутри политического руководства и системы власти».
По его словам, генеральный прокурор пытается сохранить свое лицо перед возвращением в политику.
«Скорее всего, возвращение произойдет на протяжении текущего года, как только Луценко перестанет занимать должность генпрокурора», — резюмировал Р. Бортник.
Политолог Андрей Миселюк заявил в СМИ, что оставаясь на посту генпрокурора Юрий Луценко постепенно обозначает составляющие своей политической программы, которую он огласит полностью после ухода из ГПУ.