Из-за новых законодательных инициатив вновь обострился вопрос доходов украинских судей и их пожизненного содержания. Таких широких прав и материального положения в Украине, пожалуй, не имеет никто. Пенсионный фонд задерживает индексацию пенсий, депутаты и правительство «замораживают» доплаты бюджетникам, зато за судейскую пенсию в десятки тысяч гривен стоят горой.
Бюрократия и подлинные цели судебной реформы
Законопроект № 3032 появился в Верховной Раде задолго до введения карантина в начале февраля этого года. Им вносятся изменения в закон «О судоустройстве и статус судей» относительно месячного пожизненного денежного содержания судей в отставке. В 2016 году при президентстве Петра Порошенко в Украине прошла судебная реформа. Многие суды были ликвидированы, некоторые реорганизовывались, а некоторые были просто переименованы. Сложилась коллизия, когда судья уходит в отставку, но не знает, у кого получить справку для получения пенсии.
«В ряде случаев председатели судов безосновательно отказывают в выдаче справок, мотивируя это тем, что вновь созданные суды не являются правопреемниками судов, которые были ликвидированы, что, по сути, является нарушением прав этой категории судей», – говорится в пояснительной записке к законопроекту № 3032.
«У нас много судов ликвидировали или реорганизовали, – рассказывает кандидат юридических наук Геннадий Дубов. – Был Верховный Суд Украины, сделали Верховный Суд. Существовало много специализированных судов. Много поменяли и объединили в апелляции. Смысл законопроекта заключается в том, что, чтобы Пенсионный фонд начал начислять деньги на пожизненное содержание, грубо говоря, пенсию, нужно принести справку из суда, где честь вершила правосудие. А некоторых судов не существует. Непонятно, где брать эту справку. Это такая бюрократическая ерунда. И так было понятно, что начислять эту пенсию возможно, но чтобы чего не вышло в Пенсионном фонде и на случай, если условный чиновник там будет требовать справку именно из этого суда, которого уже не существует, они определяют законом, кто вместо него может дать эту справку».
Если законопроект № 3032 утвердят, выдача документов о пересчете судье денежных сумм на его содержание возлагается на Верховный Суд, соответствующие апелляционные суды и местные суды. Этот проект закона показывает настоящий смысл судебной реформы, которая проводилась при президенте Порошенко.
«Законом устанавливаются головы судов, которые могут выдавать эти справки, что, кстати, в свою очередь ставит под большое сомнение ликвидацию судов, так как фактически сам законодатель признает, что не было никакой ликвидации, а была реорганизация, – говорит адвокат Ростислав Кравец. – Это крайне важно как для уволенных самих судей, так и для аппарата суда, так и в принципе для судебной реформы. На мой взгляд, это в очередной раз подтверждает, что ликвидация судов и создание новых судов преследовали цель получить контроль над судебной системой, нежели оптимизировать судебную ветвь власти, уменьшить и расходы, о чем говорилось, как основание для ликвидации судов, и улучшить удобства для людей. Но на самом деле законом, который вынуждена принимать Верховная Рада, фактически они подтверждают, что никакой ликвидации судов не было. Была просто реорганизация, целью которой была фактически узурпация власти в стране, на мой взгляд».
Законопроект № 3032 был внесен в повестку дня Верховной Рады 20 мая. Документ не самый важный, но он проходит парламентские процедуры довольно быстро. Ведь речь идет о правах очень привилегированной части общества.
«Стыдная» зарплата
Материальное обеспечение судей регулируется статьей 135 закона Украины «О судоустройстве и статусе судей». Там фигурирует понятие не зарплата судьи, а судейское вознаграждение. Оно состоит из должностного оклада и доплат за выслугу лет, нахождение на административной должности в суде, научное звание, работу, которая предусматривает доступ к государственной тайне. Законом установлено, что базовый должностной оклад судьи местного суда составляет 30 прожиточных минимумов. То есть в 2020 году в месяц такой судья зарабатывает минимум 60 810 гривен. Жирнее обстоят дела у судей апелляционных и высших специализированных судов. Для них установлен базовый оклад в 50 прожиточных минимумов. Это на данный момент 101 350 законных и честных гривен. Это самый минимум, который может получить судья, ведь есть еще и доплаты, региональные коэффициенты и так далее. Если учитывать их, то сумма судейского вознаграждения может составлять полтора-два его оклада. Например, проработал судьей три года – получаешь доплату в 15 %, проработал 5 лет – доплата в 20 % и так далее. При необходимости судья обеспечивается служебным жильем. Судья, члены его семьи пребывают под особенной защитой государства.
После выхода на пенсию по возрасту судья имеет право на пожизненное денежное содержание. Его размер – 50 % судейского вознаграждения. За каждый полный год работы на должности судьи более 20 лет объем его месячного содержания растет еще на 2 % от размера этого содержания. Следовательно, самая нищенская пенсия судьи может составлять минимум 30-50 тысяч гривен.
Минимальная пенсия в Украине на данный момент составляет 1 638 гривен. Как сообщали в Министерстве социальной политики, в начале этого года 70 % из 11 миллионов украинских пенсионеров получают пенсию ниже 3 000 гривен. 1 миллион пенсионеров получает выплаты на уровне 1 500 гривен, что ниже минимальной пенсии. Как сообщали СМИ, пенсию более 10 000 гривен на 1 января 2020 года получали 259 519 человек. Пенсию или денежное пожизненное содержание на 1 января 2019 года получали 3 294 судьи в отставке.
Материальное обеспечение судьи по сравнению с остальными официальными и неофициальными социальными стандартами выглядят чудовищно:
Как видим, минимальные, самые скромные доходы судей в разы выше не только средних, но и максимальных выплат. При этом такой их доход защищен 126-й статьей Конституции Украины, которая гарантирует судьям независимость и неприкосновенность. Считается, что за этой короткой формулировкой читается следующее: безбедное материальное положение судей является составляющей их конституционного статуса и независимости. Но если независимость судьи на должности еще понятна, то зачем она ему в отставке?
Кандидат юридических наук Геннадий Дубов считает, что огромные зарплаты судьям, призваны для борьбы с коррупцией: «Это вопрос в принципе, сколько должен получать судья или чиновник – много или мало. С одной стороны, то, что сейчас в Верховном Суде им платят по 200 тысяч с лишним, напрягает народ серьезно. У меня знакомый работал не судьей, а членом Высшего совета правосудия. Ему даже немного стыдно было получать по 250 тысяч в месяц. С другой стороны, это предохранитель от коррупции. Философский вопрос на самом деле. Проблема в том, что полицейский получает условно 10 тысяч гривен, а судья 250. И та, и другая функция важна, но, к сожалению, мы не можем всем платить. Вот так избирательно борются с коррупцией по отношению к судьям», – говорит эксперт.
«Зарплата судей действительно несколько высоковата, как для Украины, но вопрос в другом, – отмечает экономист Всеволод Степанюк. – У нас судебная система даже не коррумпирована, она мафиозна. Ни для кого не секрет, что для того, чтобы стать судьей, надо затратить достаточно большие деньги. Просто так судьей у нас никто не становится. Естественно, что судья не будет работать за маленькую зарплату. И когда они шли на должности судей, они на что-то рассчитывали. Это мы видим по полному некомплекту судей, особенно в райцентрах, маленьких городах и так далее. Судье там не интересно работать, туда просто никто не хочет идти».
«Силовая ветвь, обслуживающая власть»
Пока судьи получают огромные зарплаты, а депутаты помогают им бороться за безбедную старость, премьер-министр Украины считает нормальным доход семьи в 16 тысяч гривен и зарплату в 6-8 тысяч, президент Зеленский говорит, что доход в 5 тысяч гривен – это не бедность. Депутаты и чиновники не спешат помогать широким слоям населения, бедным и незащищенным. Например, проводя перераспределение доходов и расходов госбюджета в апреле, были заморожены зарплаты молодым учителям. Для справки, согласно постановлению Кабмина, размер должностного оклада начинающего учителя в 2020 году колеблется от 3 999,6 до 4 555,1 гривен.
«Страны во время эпидемии расходы увеличивают, а у нас наоборот сокращают, – рассказывает эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский. – Мы видим это по изменениям в бюджете, когда социальные программы, образовательные, культурные ушли под сокращение. 74 тысячам молодых учителей заморозили выплаты. Министерству образования сократили расходы на полтора миллиарда гривен, которые должны были пойти на поддержку молодых учителей. Им должны были идти доплаты в течение года по 21 тысячи гривен. Эти доплаты вообще отменили и заморозили на уровне должностных окладов зарплату именно молодым учителям. Второй уровень медицинской реформы означает, что во время эпидемии более тысячи медицинских учреждений, больниц будут получать финансирование на 20-50 % меньше, чем в прошлом году, хотя они должны были получать больше в связи с эпидемией, а им наоборот сократили. Так можно сказать по каждой отрасли».
Не в лучшей ситуации и большая часть украинских пенсионеров. Им должны были провести индексацию пенсий с 1 марта, но сделали это спустя два месяца, да и то не всем. «Половина, кто получил эту индексацию, получили всего по 100 гривен, – говорит ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований НАН Украины Лидия Ткаченко. – Это же совсем небольшие деньги. В среднем получилось 260 гривен, но 45 % людей получили по 100 гривен. Это из тех, кто получил, а есть где-то 3 миллиона пенсионеров, которые вообще не получили ни копейки по индексации. Эту индексацию получили люди, у которых пенсии и так большие. А так они дали карантинную тысячу, и пенсионеру больше не на что рассчитывать. Повысят прожиточный минимум с 1 июля, но это ничего не даст. Это повышение меньше, чем на 100 гривен».
Законопроект об обеспечении судей подают депутаты из разных комитетов, большинство из комитета ВР по вопросам правовой политики, депутаты из разных фракций, в том числе оппозиционных. Преимущественно это юристы, адвокаты, бизнесмены, бывшие судьи, то есть те, кому совсем не хочется обижать судейский корпус, там имеются хорошие знакомства, да и новые не помешают, нужны справедливые для них судейские решения. Депутаты и судьи друг друга не обидят. Совсем другое отношение – к простому человеку. От него депутатам ничего не надо, поэтому тот, кто писал законопроект в защиту материального положения судьи, вряд ли напишет законопроект в защиту сироты, матери-одиночки, инвалида, пенсионера…
«Мы видим по пенсионной системе, что судьи сумели отстоять себе пенсии, – говорит Всеволод Степанюк. – Там, где касается их личного благосостояния, они закон начинают уважать, и говорят, извините, закон обратной силы не имеет. Я был бы не против, чтобы это была привилегированная каста, но это, к сожалению, обычные чиновники на сегодняшний день. Судьи назначаются, а этот принцип абсолютно порочен. Получается, что судья – чиновник, который зависит от тех, кто его назначил. Более того, это достаточно мафиозно-коррупционная профессия. В философском понимании судебной системы у нас вообще нет. Это силовая ветвь, которая обслуживает власть».
Украинские судьи, которые часто выполняют заказ власти, на судебных заседаниях показывают откровенное незнание законов, позволяют себе политические заявления и не выносят справедливых, законных решений, судьи, которые устраивают своих детей на работу к себе в суд, а невесток и зятьев – на злачные государственные должности, судьи, которые, не стесняясь, декларируют родственные связи с политиками и членами различных партий, за месяц получают доход, который не каждый гражданин Украины зарабатывает за год. При этом судьям положена пенсия, которую многие пенсионеры, посвятив годы жизни тяжелому труду на вредных предприятиях, и представить себе не могут.
Законопроект № 3032 совершенно мелкий и устраняет лишь бюрократическую коллизию. Но даже он показывает, что за свою сверхобеспеченную старость, за такой куш судьи будут сражаться до самого конца. Говорит адвокат Ростислав Кравец: «Примут этот закон или нет, но все эти судьи в отставке в конце концов через Конституционный суд, через ЕСПЧ докажут необходимость им выплат и пересчета им вознаграждения. Верховная Рада исполняет свою функцию и уменьшает нагрузку на судебную ветвь власти, потому что эти судьи докажут, что пересчеты и справки им выдают неправомерно. И такие дела уже есть».