Маковея, или Медовый Спас: происхождение и традиции праздника

14 августа православная церковь отмечает сразу несколько событий: это и торжество Происхождения (вынесения) честных древ Животворящего Креста Христова, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста. В народе этот день еще называют Первый Спас, Маковея или Медовый Спас.
Происхождение праздника
«Праздник Вынесения честных древ Животворящего Креста Господня был установлен в Византии в IX веке. В августе, когда из-за жары и недостатка чистой воды начинались разнообразные эпидемии, было принято выносить кресты с частицами Животворящего Креста Христова на дороги и улицы для освящения этих мест и на отвлечение болезней, призывая на помощь силу Распятого и Воскресшего Господа Иисуса Христа», — рассказывает о происхождении праздника иерей, клирик Свято-Владимирского патриаршего кафедрального собора г. Киева Александр Шмурыгин.
Еще одно событие, с которым связывают этот день, — память ветхозаветных мучеников Маккавейских, которые умерли за веру в Иисуса Христа. Собственно, отсюда и корни названия «Маковея».
Что касается названия Медовый Спас, то его появление связывают с тем, что в это время, как известно, пасечники собирают урожай.
Именуют этот Спас еще и Мокрым, что связано с традицией освящать в этот день воду.
Как известно, на Маковея начинается строгий двухнедельный пост, который в церковном календаре называется Успенский, в народе же – Спасовка.
Начинается он на Первый Спас, переходит в Спас Преображения (19 августа) и заканчивается на праздник Первой Пречистой (28 августа).
Что касается «происхождения» этого поста, то, как отмечает культуролог Анатолий Ципко, по преданию, когда-то пасхальный пост был на две недели дольше, но затем христианская церковь эти две недели перенесла под праздник Успения Пресвятой Богородицы.
Традиции празднования
По традиции, на Маковея в храмах освящают воду, мед и травы.
«К этому времени поспевает мед нового сбора. Вот почему принято приносить его в храм и освящать. В этот же день по древней традиции совершается освящение воды, лекарственных трав и мака», — объясняет А. Шмурыгин.
Так, девушки и женщины накануне праздника делали букетики, которые затем освящали в церкви.
Их «состав» может быть разнообразен, но обязательным считается присутствие душистого василька и мака. Кроме них в букете могут быть бархатцы (укр. – чорнобривці. – авт.), чабрец, мята, полевые цветы, подсолнухи и др.
«Основные в букете — душистый василек и мак. К примеру, особенность душистого василька в том, что это растение, несмотря на то, что теряет свою летнюю красоту, сохраняет аромат. Считается, что он имеет в себе животворящую силу, поэтому нужно нести его в дом, и душистый василек целый год будет благоухать», — отмечает А. Ципко.
Что касается головок мака, то, по словам А. Ципко, по обычаю, девушки вплетали их себе в венки для того, чтобы избежать головной боли.
«По более давним обычаям считалось, что если употребить какую-то часть пойманного на охоте животного, то она повлияет на внутреннюю часть тела человека. Например, если употребить сердце животного, то это повлияет на человеческое сердце и т.д. По обычаю, на Маковея головки маков девушки вплетали в венки для того, чтобы не болела голова. Ассоциация связана с округлостью мака. Считалось, что он должен передать защитную силу», — рассказывает культуролог.
Освященный букетик размещали в доме, где он находился до следующего года. Из трав при необходимости готовили лекарства или купели. Когда наступала пора засевания «маковейский цветок» рассыпали в поле.
В современных же условиях, когда многие живут в городах, «старый» букетик рекомендуют сжигать.
В разных источниках отмечается, что в Киеве существовал обычай на Маковея идти к Днепру (к месту, где расположен памятник Магдебургскому праву) святить воду. В этот день люди купались, чтобы очиститься от злой силы и предотвратить болезни.
Также тем, кто выбирал место для нового колодца, советовали делать это именно на праздник Маковея.

Читайте также по теме