В Киеве завершились во всех смыслах «дорогие» гастроли московского театра «Ленком». Маститый Марк Захаров при поддержке одного из богатых украинских друзей представил постановку – «Пер Гюнт» по Г. Ибсену.
Марк Захаров – человек-праздник, человек-фонтан. И еще режиссер-фейерверк. Ведь за какой бы текст не взялся, так сразу и искры летят из глаз от его же произведения. Оно искрит, взрывается. Наполняется неожиданными смыслами, ироничными подтекстами. Как было в случае с захаровскими творениями по мотивам Шварца, Островского, Ильфа и Петрова и многих других. Как есть – в случае с Ибсеном.
Марк Анатольевич никогда не скрывал, что основа «его театра» – аттракцион. Соединение зрелищного и умного начала в искусстве. То есть яркости формы и пронзительности содержания. Теорию подобную он вызубрил еще с юношеских лет. Когда тесно общался с «апостолами» великого Бога советского киноискусства Сергея Эйзенштейна (создателя гениального фильма «Броненосец Потемкин»). И вот система аттракционов – почти что система Станиславского, но уже в «системе» Марка Захарова живет и побеждает, собирая аншлаги, невзирая на цены билетов.
«Пер Гюнт» – сложнейшая и многонаселенная история. Собственно говоря, базис и надстройка философского театра XIX—XX веков. Эту длинную пьесу можно играть неделю подряд – и финала не дождешься. В руках Захарова этот же резко сокращенный текст обретает искрометную, почти шоу-бизнесовую легкость и внятность. Так как сюжет о ничтожном норвежском эгоцентрике Пер Гюнте (который бросил дом, многих предал, всех соблазнил, снюхался с нечистью и сумасшедшими, а потом вернулся к своему разбитому корыту) прямо-таки парит над зрительным залом. Эта история летит к своему завершению со скоростью космической ракеты. Передохнуть некогда. Безо всяких там мхатовских «пауз», которые придумали классики, дабы подчеркнуть еще большее величие того или иного актера в монологе.
У Захарова, кстати, в труппе уже нет «великих» (за единственным исключением). Зато в его спектаклях есть — дразнящая сценическая энергетика. И, повторюсь, аттракцион невиданной щедрости – на режиссерские и сценографические фокусы. Как будто бы этому режиссеру не 79, а только 19.
Сказ о Пер Гюнте, безо всякого назидательного «акынства», Захаров подает как «сказку для взрослых». И его Пер Гюнт вовсе не ничтожество с претензиями. Это – озорной мальчишка, который никогда не станет мудрым мужем. Поскольку в одном месте у него постоянно какое-то шило… И вечно его тянет на подвиги, на приключения, на соития с мерзавками.
Новый премьер Ленкома и, очевидно, ныне любимый актер Захарова, Антон Шагин играет норвежского героя озорно, одержимо. В нем нет ничего героического, но и нет ничего порочного. Все его «преступления» — предательство, нечаянное убийство, опасные связи с нечистыми силами – скорее от дерзости, даже от глупости, от человеческого любопытства. Но не от подлости.
Захаров вроде жалеет постаревшего мальчика. И я явственно слышу, как на репетициях он подсказывает Шагину: «Играя злого, ищи, где он добрый!»
И все же Захаров косвенно декларирует мораль: если тебе «целого мира мало», то ищи этот мир не где-то, а здесь, рядом, в глазах любимой…
Буржуазные наши зрители, заплатившие за билеты по 4 тыс. грн, этот захаровский посыл принимают благожелательно. Некоторые плачут в финале. И все без исключения заразительно аплодируют.